Бумага пошла в рост

Промышленность

Целлюлозно-бумажная промышленность СЗФО завершила 2018 год с хорошими показателями. При сопоставимых с 2017 годом объемах производства цены на все виды продукции, по словам экспертов, выросли на 20-30%. Участники рынка настроены оптимистично и полагают, что рынок продолжит расти как минимум на 10% в год.

Наиболее динамично растущим рыночным сегментом отрасли является производство упаковочных материалов

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Андрей Семериков

Северо-Западный федеральный округ является одним из ключевых регионов для целлюлозно-бумажной промышленности России. На территории региона работает несколько крупных целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), которые фактически определяют состояние этого рынка. Так, в СЗФО находится Архангельский ЦБК, который, по словам Алексея Калачева, эксперта-аналитика ГК "Финам", является одним из крупнейших в России производителей картона и занимает около половины этого рынка. Кроме того, на территории округа располагаются производства крупных лесопромышленных холдингов. Segezha Group принадлежат Сегежский ЦБК в Карелии и Сокольский ЦБК в Вологодской области, группа "Илим" владеет целлюлозно-бумажным комбинатом в городе Коряжме (Архангельская область) и заводом гофроупаковки в городе Коммунаре (Ленинградская область).

По данным Росстата, которые приводит Алексей Калачев, в январе — ноябре 2018 года на ЦБК СЗФО приходилось 60,6% общероссийского производства целлюлозы (4,74 из 7,83 млн тонн) и 57,5% производства бумаги и картона (4,75 из 8,26 млн тонн). В том числе — 100% выпуска типографской (29,63 тыс. тонн) и 86,1% офсетной (355,99 тыс. тонн) бумаги, а также 56,8% российского производства тарного картона (969,52 тыс. тонн).

Наиболее динамично растущим рыночным сегментом отрасли, по оценкам эксперта-аналитика ГК "Финам", является производство упаковочных материалов.

Результативный год

Участники рынка отмечают, что 2018 год был удачным для отрасли: спрос заметно оживился и цены на продукцию росли. Алексей Дьяченко, директор по продажам АО "Архангельский ЦБК", говорит, что по итогам года прибыль вырастет не менее чем на 10-20%. "Объемы производства остались на сопоставимом с 2017 годом уровне, но цены на продукцию существенно выросли. Так, за прошедший год цены на все виды продукции увеличились в среднем на 20-30%, что было вызвано движением мировых цен",— поясняет господин Дьяченко.

По оценкам Михаила Милешина, члена правления, вице-президента по маркетингу Segezha Group, с 2016 года наблюдается мировой рост цен на небеленую крафтовую бумагу из стопроцентной хвои. "В 2018 году по отношению к 2016 году цены выросли на 28%, а в течение 2018 года — на 11%. Мировые цены на целлюлозу в 2018 году по сравнению с 2016 годом выросли на 50%, за 2018 год — на 12%. По целлюлозе происходит повторение двухлетнего цикла, и цены начали снижаться",— констатирует господин Милешин.

По оценкам Алексея Калачева, на ценах производителей сказались ослабление рубля, общая инфляция и рост спроса. "Учитываемые Росстатом цены производителей для внутреннего рынка выросли за год по целлюлозе в среднем на 22%, по бумаге — на 12%, по картону — на 32%. Экспортные цены росли вдвое быстрее: примерно в полтора раза подорожали целлюлоза и картон и на четверть — бумага",— рассказывает господин Калачев.

Как сообщает пресс-служба АО "Группа "Илим"", рост спроса на целлюлозу и картон наблюдался как на внутреннем рынке, так и на крупнейших экспортных рынках. "Ключевыми драйверами послужили развитие спроса на упаковку и тишью. Причиной повышенной востребованности в сегменте упаковки стали чемпионат мира и рост производства в аграрном секторе, а также увеличение покупок по интернету",— отмечают в пресс-службе АО "Группа "Илим"".

В 2018 году на комбинате в Коряжме произведено 300 тыс. тонн целлюлозы, более 600 тыс. тонн упаковочных материалов и более 400 тыс. тонн белых бумаг. Всего на комбинате в Коряжме объем производства в 2018 году составил около 1,3 млн тонн (в 2017 году — 1,273 млн тонн, в 2016 году — 1,247 млн тонн). Мощность завода "Илим Гофра" в Коммунаре составляет 140 млн кв. м гофроупаковки в год.

По словам Михаила Милешина, Сегежский ЦБК произвел в 2018 году более 350 тыс. тонн крафт-бумаги. А ЦБК в Вологодской области по итогам 2018 года произвел более 20 тыс. тонн подпергамента и прочих видов бумаг.

Ориентация на экспорт

По оценкам Алексея Калачева, целлюлозно-бумажная промышленность России полностью обеспечивает внутренние потребности и активно экспортирует продукцию. "Из сопоставления данных Росстата и ФТС о производстве и экспорте мы видим, что около 45% производимых в СЗФО бумаги, картона и изделий из них продается на экспорт. География экспорта самая широкая — от Индии до Италии, ни на одну страну не приходится свыше 10% экспорта",— делится данными господин Калачев.

Алексей Дьяченко отмечает, что в структуре сбыта Архангельского ЦБК 70% приходится на внутренний рынок и 30% — на экспорт. "Экспортируем мы продукцию в основном в Европу, страны СНГ, на Ближний Восток и Средиземноморье",— уточняет господин Дьяченко.

Ключевыми рынками сбыта для группы "Илим" в СЗФО являются внутренний и европейский рынки, а также страны СНГ и Ближнего Востока. Рынок сбыта продукции Сегежского ЦБК тоже является глобальным. По словам Михаила Милешина, на текущий момент производство в СЗФО и России покрывает спрос по небеленой бумаге, но есть задел для замещения импортной белой бумаги, которая активно используется как в индустриальном, так и в потребительских сегментах.

"Глобально увеличивается спрос на беленую и небеленую бумагу — как из-за развития регионов (в частности восстановления темпов строительства), так и из-за роста электронной торговли (доставка еды, вещей), а также по причине растущего экологического тренда не только в Европе, но и в мире (например, из-за принятия законов по запрету оборота полимерной упаковки), что приводит к росту потребления бумаги",— поясняет господин Милешин.

Бумажные перспективы

Участники рынка настроены позитивно и говорят о том, что отрасль ждет дальнейший рост на 10% ежегодно. По мнению экспертов, спрос на упаковку в России будет ежегодно расти как минимум на 4%. Так, Архангельский ЦБК, по словам Алексея Дьяченко, в 2019 году благодаря модернизации планирует увеличить мощности по выпуску тарного картона на 20%, а к 2021-2022 годам — на 20% мощности по производству целлюлозы.

Ринат Резванов, эксперт Института управления и регионального развития РАНХиГС при президенте РФ, обращает внимание на то, что уже на протяжении нескольких лет наблюдается сдвиг инвестиционных интересов лесных корпораций СЗФО на восток, в регионы Сибири. "Прежде всего речь идет о Segezha Group. Компания уже заявила о намерении реконструировать Сегежский ЦБК в Карелии и увеличить вдвое мощности комбината на выходе. Но вместе с тем есть и стратегический интерес работать с азиатскими рынками, прежде всего с Китаем и Индией, с их растущим потребительским массовым спросом. Это подтвердила не столь давняя история с затовариванием средиземноморских рынков, когда высвобожденные объемы лесопродукции были переброшены именно на восточноазиатский рынок,— рассказывает господин Резванов.— В то же время, как можно видеть, есть и стратегическая линия сохранить и увеличить свою долю на европейских и средиземноморских рынках в качестве крупного гарантированного поставщика. Потому, одновременно "закрывая" обе стратегии, компания выстраивает по кластерной модели вокруг своего ключевого сибирского актива — Лесосибирского ЛДК в Красноярском крае — ряд взаимосвязанных предприятий: по производству перекрестных клееных панелей, деревянных конструкций и пеллетного завода. Причем последний, мощностью в 70 тыс. тонн, уже введен в эксплуатацию в декабре этого года. В случае с развитием транспортно-логистической схемы поставок пиломатериала с ЛДК компания опирается на транспортные мощности СЗФО. В навигацию этого года апробирована возможность транспортировки леса с Лесосибирского ЛДК, с проводкой по Севморпути, с помощью транспортного флота Северного морского пароходства".

Проблемными точками рынка эксперты называют давление со стороны полимерных материалов, которые имеют меньшую стоимость и дефицит лесных ресурсов.

"В ближних локациях весь лес уже вырублен. Зон, где еще можно вести заготовку леса, становится все меньше, и они все дальше и неудобнее. И дефицит лесных ресурсов будет нарастать",— резюмирует Алексей Дьяченко.

Вся лента