Посткризисный скачок

Авторынок

Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Петербурге второй год уверенно растет после пятилетнего спада.

В прошлом году в Петербурге было продано почти 160 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 15% больше, чем в 2017 году

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Ксения Потапова

По итогам 2018 года автомобильный рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Петербурге вырос на 15% по сравнению с 2017-м. За это время, по подсчетам агентства "Auto-Dealer-СПб", было продано 159 335 автомобилей.

Третий год лидером рынка остается корейский бренд Hyundai, увеличивший продажи на 14%, следом идет Kia с ростом на 54%, замыкает тройку Lada, увеличившая продажи за год на 23%. В пятерку также входят Renault, переместившийся со второго на четвертое место, и Volkswagen. Наиболее высокий рост (66%) среди десяти самых продаваемых в городе автомобилей показал Mitsubishi.

"Kia и Hyundai укрепили свои позиции за счет обновленных моделей, вышедших на рынок в течение последних двух лет, а Lada удержала позиции, расширив линейку своих бестселлеров. Renault сократил продажи из-за того, что клиенты ждали новых моделей семейства Stepway — Sandero и Logan, выход которых был запланирован на конец года",— поясняет Михаил Чаплыгин, генеральный директор агентства "Auto-Dealer-СПб".

В топ-10 моделей новых легковых автомобилей — лидеров авторынка Санкт-Петербурга в 2018 году, по данным аналитического агентства "Автостат", попали седан Hyundai Solaris — за прошлый год его обладателями стали 5,5 тыс. петербуржцев (-17%); седан Volkswagen Polo — 5,4 тыс. штук (+9%); Kia Rio — 5,2 тыс. (+14%); Hyundai Creta — 4,5 тыс. (+5%); Lada Vesta — 3,3 тыс. (+47%); Volkswagen Tiguan — 3,1 тыс. (+16%); Mitsubishi Outlander — 3,1 тыс. (+17%); Skoda Rapid — 2,9 тыс. (-6%); Lada Largus — 2,7 тыс. (+30%); Renault Duster — 2,4 тыс. (-12%). Примерно половина проданных новых автомобилей была приобретена в кредит.

Стоит отметить, что рынок показывает значительный рост всего второй год подряд. Последний раз положительный результат фиксировали в 2012 году. Совершить столь впечатляющие скачки петербургскому авторынку во многом позволила низкая база 2016 года. Это стандартный рост после спада, вызванного кризисом. После предыдущего (в 2008 году) наблюдалась такая же ситуация. Но показателей 2014 года рынок все еще не достиг. Пока он вышел примерно на 75% от тех пиковых показателей, поясняют в агентстве "Auto-Dealer-СПб".

"Мы оптимистично говорим, что в 2019 году рынок еще вырастет. Но рост будет не такой, как сейчас. Максимум — 5%, поскольку рынок по-прежнему держат в напряжении геополитическая неопределенность и нестабильность рубля. Положительно на динамику авторынка могут повлиять государственные программы поддержки, стартующие в марте",— добавляет господин Чаплыгин.

Такой особенный

Эксперты отмечают, что петербургский авторынок обладает рядом особенностей. По статистике, он всегда растет чуть больше, чем общероссийский. Так, в прошлом году доля Петербурга в общем объеме продаже новых машин в России составила 8,8%, что на 0,1 п. п. больше, чем в 2017 году. При этом рост петербургского автопрома составил 15%, а российского — 13%. В агентстве "Auto-Dealer-СПб"это объясняют постоянным развитием мегаполиса, а также развитием сервисов такси и каршеринга.

Руководитель пресс-службы аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов отмечает, что Северная столица занимает второе место среди городов РФ по количеству жителей, покупающих новые легковые автомобили. При этом на тысячу жителей в городе продавалась 21 новая машина в год (19 — в Москве, 11 — в РФ, данные за 11 месяцев 2018 года).

Также не первый год в Петербурге наблюдается беспрецедентная консолидация продаж внутри ведущих автохолдингов города. "Топ-20 автодилеров занимают уже более 80% рынка. Ранее это казалось заоблачной цифрой",— указывает господин Чаплыгин. В "Auto-Dealer-СПб" подсчитали, в 2018 году ведущая "двадцатка" реализовала 134,25 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (+ 22%). Лидером осталась ГК "Рольф". На второе место вышла группа компаний "Максимум". На третьем — группа "Мега-Авто". Также в пятерку вошли "Аларм-Моторс" и ОАК-РРТ.

Также петербургский рынок отличают особые потребительские предпочтения относительно брендов и моделей автомобилей. Так, бренд Lada, главенствующий на российском рынке, здесь оказался лишь третьим. А российский лидер среди моделей — Lada Vesta — в Петербурге уступил Hyundai Solaris. Наконец, в Петербурге активно покупают автомобили жители других регионов.

Тенденции и перспективы

Ключевым фактором, двояко влияющим на рынок в начале года, стало повышение НДС для машин 2019 года выпуска. В первом квартале люди стараются купить машины 2018 года еще по старым ценам. Что касается глобальных тенденций, то в "Auto-Dealer-СПб" отмечают, что лидирующие позиции на рынке по-прежнему удерживают локализованные здесь иностранные концерны. Свою долю в мегаполисе старается увеличить Lada за счет моделей Vesta и XRay. Стабильный объем продаж показывают Renault и Volkswagen. Несильно, но постоянно растет и премиум-сегмент, который представляют Mercedes, BMW и Audi.

Традиционно все игроки стараются действовать в двух направлениях: выпускают новые модели, чтобы удерживать потребителя внутри бренда, а также раз в два-три года обновляют существующие.

В конце года появилась информация о возможном уходе с российского рынка бренда Ford. Но эксперты считают, что это вряд ли произойдет. "Если это и случится, то в большей степени будет политическим решением, учитывая разногласия между странами. Но если опираться на текущую ситуацию, то в сегменте легких коммерческих машин (LCV) Ford чувствует себя довольно уверенно, поскольку входит в тройку лидеров российского рынка. А модель Ford Transit — самая популярная иномарка на этом рынке. По легковым ситуация хуже, но тут Ford делает ставку на сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники), который является крупнейшим на нашем рынке",— комментирует ситуацию господин Тимерханов.

"Ford вряд ли уйдет с рынка,— соглашается Михаил Чаплыгин.— В России у него три завода — один под Петербургом и два в Татарстане. И недавно вновь появилась информация, что концерн рассматривает закрытие площадки именно во Всеволожске. По нашим данным, загрузка производства здесь менее 20%. Но это обсуждается уже не первый год".

Вторичный рынок

По данным аналитического агентства "Автостат", объем вторичного рынка легковых автомобилей в Санкт-Петербурге по итогам 2018 года составил 192  648 единиц, что на 0,7% больше, чем в 2017 году. Топ-10 моделей подержанных автомобилей в Петербурге в 2018 году: Ford Focus, перепродажи которого за минувший год в Петербурге составили 7928 экземпляров (-2,5%); Hyundai Solaris — 4510 штук (+28,8%); Volkswagen Polo — 3942 (+22,6%); Skoda Octavia — 3941 (+13,2%); Kia Rio — 3648 (+16,9%); Opel Astra — 3636 (-4%); Volkswagen Passat — 2972 (-9,7%); Renault Logan — 2699 (-5%); Volkswagen Golf — 2459 (-4,1%); BMW 5-Series — 2434 (+11,6%).

В агентстве "Auto-Dealer-СПб" отмечают, что динамика вторичного рынка чуть медленнее, чем у новых автомобилей. И указывают основную тенденцию: направление за счет высокой маржинальности становится все более интересно для автодилеров. "Сейчас ставка делается на соотношение продаж 1:1 (то есть когда на одну новую проданную машину приходится одна проданная подержанная). Пока этого показателя достигли не все игроки, большинство из них находится в пределах 0,5-0,8. Но дилеры и профильные ассоциации работают в этом направлении — развивают новые форматы, например, онлайн-реализацию подержанных машин или создание аутлетов",— поясняет господин Чаплыгин.

Благодаря этой тенденции рынок бывших в употреблении автомобилей начинает обеляться, становится более цивилизованным, отмечают эксперты.

Вся лента