Сибирский аншлаг

Ревю

В Когалыме открылся первый и единственный за пределами Москвы филиал Малого театра. Как в маленьком сибирском городе построили одну из лучших в стране театральных площадок, выяснял «Огонек».

Внешний вид нового филиала стилизовали под здание Малого театра на Ордынке

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

Антон Морошкин

— Такое удовольствие получили,— переговаривались нарядные дамы, выходя из зала. А зал сегодня был полон. Мужчины в деловых костюмах и галстуках, дамы в вечерних туалетах, подполковник полиции в парадном мундире, священник в облачении. Открытие театра стало в жизни Когалыма историческим событием, которое никто не хотел пропустить. И ведь не просто театр открылся, а филиал легендарного Малого.

Первый спектакль на новой сцене шел в пятницу, 22 марта. Давали «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, классическую уже постановку Владимира Бейлиса. И, кажется, давно артисты не видели столь благодарной публики. Выход каждой звезды ГАМТ на сцену когалымчане встречали бурей аплодисментов: и Сергея Еремеева в роли Мамаева, и Валерия Афанасьева, игравшего Крутицкого, Ирину Муравьеву в роли Клеопатры Львовны, Александра Клюквина — Городулина, и, конечно, Лилию Юдину, сыгравшую вдову Турусину. Шутка ли, столько народных артистов за раз.

«На всякого мудреца довольно простоты» — фирменный спектакль Малого театра

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

В антракте выстроилась огромная очередь в буфете. Выпить шампанского в настоящем театральном буфете — это ведь тоже недоступное прежде для местных жителей удовольствие. Зрителям предлагали не только традиционные театральные пирожные и бутерброды с красной икрой, но и расстегаи с муксуном. В общем, не обошлось без сибирского колорита.

— Раньше, чтобы сходить на спектакль, мы летали в Екатеринбург и Пермь,— рассказывает преподаватель фортепиано Детской школы искусств Эмилия Зинченко.— У нас есть аквапарк, есть спортивные объекты, но городу очень не хватало классического искусства. А Малый театр станет тем очагом высокой культуры, который все здесь так ждали. Конечно, мы и мечтать о таком не смели, город-то маленький. Огромное спасибо нашим нефтяникам за такой подарок.

Ее подопечной, юной пианистке Назрин Оруджовой, лауреатке российских и международных конкурсов, выпала честь первой сыграть на новеньком рояле Yamaha, который подарила театру ко дню открытия компания «ЛУКОЙЛ». В небольшом репетиционном зале на втором этаже Назрин уверенно исполняла Дебюсси. Но, конечно, волновалась, ведь послушать ее пришли высокие гости: вице-премьер Российской Федерации Ольга Голодец, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова и президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.

— Это потрясающе, что в таком прогрессивном, динамично развивающемся индустриальном городе появился такой образец величайшей русской культуры,— заявила на церемонии открытия Ольга Голодец.

Высокие гости — Вагит Алекперов, Ольга Голодец и Наталья Комарова

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

Вице-премьер передала губернатору ХМАО знак Всероссийского театрального марафона — статуэтку в форме веера, символизирующую начавшийся в России Год театра. А Наталья Комарова пожелала всем жителям Когалыма как можно чаще ходить в театр, раз он у них теперь есть.

— Без волевого решения властей не удалось бы сегодня открыть театр,— отметил Вагит Алекперов.— Когда-то Когалым был городом нефтяников, и мы в первую очередь думали о том, чтобы людей обеспечить жильем — достойным, качественным. Сейчас у нас, к счастью, эти задачи решены, и мы с радостью обрастаем поистине притягивающей в наш город инфраструктурой — у нас есть и океанариум, и филиал Малого театра. И будет еще больше.

Когалым — город маленький и еще очень молодой. Основанный в 1976-м на богатых нефтяных месторождениях Западной Сибири, рабочий поселок со временем превратился в город, которому завидуют многие соседи. Взять только недавние большие стройки: в 2016 году в Когалыме открылся спортивно-развлекательный центр «Галактика» с аквапарком («Огонек» писал о нем в № 37 за 2017 года), оранжереей и одним из лучших в мире океанариумов. А осенью 2018-го — уникальный храм в честь мученицы Татианы, где хранятся ее чудотворные мощи, освященный самим патриархом Кириллом (об этом «Огонек» писал в № 35 за 2018 года). Стоит ли удивляться, что Когалым — единственный в стране моногород, население которого стабильно растет. На сегодня здесь живут уже более 66 тысяч человек.

Секрет прост, основной когалымский работодатель — ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», крупнейшее добывающее предприятие Группы «ЛУКОЙЛ». И компания не скупится на вложения в инфраструктуру, делающую Когалым в лесотундре привлекательным для жизни. К слову, из Западной Сибири вышло практически все руководство ПАО «ЛУКОЙЛ», включая самого президента компании Вагита Алекперова. А на открытии театра он вспомнил первооснователей Когалыма:

Звезду Малого Ирину Муравьеву встречали оглушительными аплодисментами

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

— Могли ли они мечтать, что в том городе, где они забили первые сваи, будет свой театр, свой аквапарк…

Не хуже, чем в Москве

— Наш театр действительно не имеет филиалов в других городах. Когда Вагит Юсуфович предложил построить Малый театр в Когалыме, это казалось фантастикой,— признавалась на церемонии открытия генеральный директор ГАМТ Тамара Михайлова.

Идея эта зародилась четыре года назад. А окончательно оформилась в 2015 году на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Тогда было подписано пятистороннее соглашение между Малым театром, Минкультуры, ПАО «ЛУКОЙЛ», правительством ХМАО и администрацией Когалыма.

Основой для будущего театра стало здание киноконцертного комплекса «Янтарь» на углу улиц Мира и Молодежной. После открытия «Галактики» с ее четырьмя кинозалами он стал не востребован и вот теперь обрел новую жизнь. Впрочем, от «Янтаря» осталось немного. Здание увеличили на 70 процентов и перестроили в классическом стиле, так что оно напоминает сцену Малого театра на Ордынке. Внутри же когалымский театр представляет собой уменьшенную копию исторической сцены ГАМТ. Есть даже знаменитые грифоны под потолком. Стройка и оснащение театра обошлись ЛУКОЙЛу в 1,7 млрд рублей. На интерьере не экономили. И если кресла для зрительного зала делали в России, то бархат для них специально привезли из Италии. Украшением зала стала хрустальная люстра: 600 кг кристаллов и 150 лампочек. Декоративные элементы в ней немецкие, а собрали их в Санкт-Петербурге.

Подача воздуха в зрительном зале напольная, для чего под креслами смонтировали круглые вентиляционные решетки.

Особое внимание, конечно, уделили, акустике. Стены, потолок зала и репетиционных помещений обшиты специальными акустическими панелями с отверстиями. Расчеты при строительстве делал один лучших специалистов Анатолий Лифшиц. Он же, например, отвечал за акустику при реставрации Московской консерватории.

— Акустика замечательная,— свидетельствует народный артист России Александр Клюквин.

— Это одна из лучших театральных площадок России,— подтверждает замдиректора ГАМТ по развитию театральных технологий Артур Ратке.

Он провел в Когалыме больше, наверное, чем все другие сотрудники Малого театра. С февраля 2017 года летал сюда каждый месяц. Сначала на стройку, потом — на пусконаладочные работы.

На когалымской сцене актерский дебют: Наталья Боронина (в центре) играет жуликоватую предсказательницу Манефу

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

— Ставилась задача унифицировать все оборудование с тем, что установлено на нашей исторической сцене,— объясняет Артур Ратке.

— Звуковое оборудование здесь действительно практически то же самое, что и у нас в Москве,— подтверждает звукорежиссер театра Александр Казарин.— Те же марки звуковых пультов, та же система иммерсивного звучания, 3D-звук. Еще в Когалыме те же пульты управления светом и механизацией сцены. Так что их операторов можно не переучивать. Приехав из Москвы в когалымский филиал театра, они будут чувствовать себя как дома.

Сцена, конечно, меньше московской, 18 метров от стены до стены. И отсутствует поворотный круг — его не смогли построить из-за вечной мерзлоты. Но это не помешало актерам играть так же вдохновенно, как и на сцене в Москве.

— В декорациях спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» почти ничего менять не пришлось. Только кулисы повесили поближе, мебель поплотнее поставили,— объясняет заведующий художественно-постановочной частью Андрей Изотов.— А вот несколько элементов для «Снежной королевы» делали специально для этой сцены. Например, домик бабушки.

«Снежная королева» — второй спектакль нового филиала Малого театра. Его сыграли для юных когалымчан 23 марта. Декорации от него так и останутся в Когалыме.

— В апреле мы привезем сюда новый спектакль и тоже оставим декорации здесь,— рассказывает Андрей Изотов.— А потом с этими декорациями поедем на гастроли в Сургут.

Так что новый филиал станет базой ГАМТ за Уралом. Театра такого уровня в Сибири еще не было.

Никакой самодеятельности

Народный артист Валерий Афанасьев (справа) в роли Крутицкого

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

Разрешение на ввод театрального здания застройщики получили 14 марта. Так что сейчас идет процесс его передачи из муниципальной собственности в федеральную. Билеты на первые спектакли уже в продаже.

— Первыми привезем сюда «Недоросль» и «Волки и овцы». Мы будем давать по 8–12 спектаклей в месяц,— рассказала «Огоньку» Тамара Михайлова.

Первое время труппа будет работать вахтовым методом, то есть выступать на новой сцене станут артисты основного состава из Москвы. Театру выделили в Когалыме 17 квартир в доме, построенном ЛУКОЙЛом. Сейчас в городе остаются несколько человек из театральной администрации. И задача номер один — сформировать местную постановочную команду: найти и обучить хороших световиков, костюмеров, гримеров.

— Сюда переедет из Москвы очень серьезный наш монтировщик. Его здесь привлекли условия, у него ребенок, неработающая жена, здесь квартиру дают,— рассказывает Тамара Михайлова.— Звукорежиссера мы нашли местного. Он сейчас заканчивает учебу. А дальше мы его доучим. А уж аппаратура здесь лучшая. Я вам по секрету скажу, что их звук даже лучше, чем наш на исторической сцене. Просто мы делали его три года назад, а за это время технологии ушли вперед.

В связи с расширением вырос и бюджет театра. Так, ГАМТ будут выделены дополнительные средства на регулярные перелеты артистов в Когалым. А в Высшем театральном училище им. М.С. Щепкина в Москве Малому дали 15 дополнительных бюджетных мест, чтобы было из кого комплектовать труппу.

— Но, конечно, выпускники «Щепки» должны еще стать артистами, а для этого им надо поработать в серьезном коллективе. Иначе это будет уже не Малый театр,— говорит Тамара Михайлова.— Художественный руководитель Юрий Соломин исходит из того, что не надо разводить самодеятельность. Здесь мы должны работать не как в филиале, а как на нашей третьей сцене. Зрители в Когалыме благодарные, но обманывать их нехорошо, нельзя показывать им непрофессиональную работу.

Кроме актеров и декораций в Когалым приехала часть экспозиции театрального музея: афиши, фотографии и подлинный театральный реквизит.

Аншлаг в Малом

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

— В этом костюме Юрий Мефодьевич Соломин выступал на сцене,— демонстрирует театральную витрину Вера Тарасова из музейного информационного центра Малого театра.— Когда спектакль снимается со сцены, мы забираем костюмы главных героев для музея. Этот экспонат долго выставлялся на нашей исторической сцене в Москве, а теперь мы привезли его в Когалым.

Костюмы нельзя выставлять долго, чтобы они не выцветали и не портились, поэтому экспозицию регулярно меняют. Так будет и в когалымском филиале. Сюда будут привозить новые и новые костюмы, блиставшие когда-то на сцене Малого театра. Сейчас в стеклянных витринах выставлены шесть из них. Самый старый когда-то носил Пров Михайлович Садовский в спектакле «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» 1909 года. Вместе с Малым театром маленький сибирский городок получил и кусочек большой театральной истории.

Вся лента