Курский мусор ставят перед фактом
Сбор отходов в регионе хотят контролировать с помощью видеокамер и датчиков
Курская область рассчитывает стать пилотным регионом, в котором будет реализована оплата вывоза мусора по факту, а не по нормативам. Сейчас в Курчатове при участии регионального оператора по обращению с отходами (через компанию с таким статусом выстраиваются отношения с остальными участниками рынка) Юго-Западной зоны идет эксперимент по контролю фактически вывозимого объема ТКО с помощью видеокамер, системы ГЛОНАСС, обновленного весового контроля и датчиков, определяющих, насколько полон каждый контейнер. Для внедрения системы в масштабе региона необходимы порядка 100 млн руб. инвестиций и изменения в федеральном законодательстве. Эксперты считают проект преждевременным, отмечая недостаток инфраструктуры для его реализации.
Проект перехода на оплату вывоза мусора по факту, а не по нормативу курирующий ЖКХ вице-губернатор Курской области Алексей Смирнов представил на прошлой неделе. Эксперимент пока проводится в одном из микрорайонов Курчатова — городе, в котором зарегистрировано ООО «Экопол», получившее статус регионального оператора по обращению с отходами Юго-Западной зоны (включает в себя 17 муниципалитетов). Директор компании Юрий Алехин, напомним, в середине февраля заявил, что декабрьское решение областных властей снизить вдвое норму накопления отходов, от которой рассчитывается тариф регоператора, привело к падению выручки на 45% и может привести к мусорному коллапсу, так как работа в таких условиях приводит к «колоссальным убыткам». В тот же день Алексей Смирнов заявил о законности этого решения, а представленный им на прошлой неделе проект стал своего рода продолжением ответа.
По словам господина Смирнова, для перехода на оплату по факту необходим контроль количества вывозимого мусора. Для этого разработан комплекс мер. Мусоровозы планируется подключить к системе ГЛОНАСС, на интерактивную карту будут занесены 4,5 тыс. контейнерных площадок, все контейнеры оборудуют датчиками наполнения и опрокидывания, чтобы, как отметил вице-губернатор, «видеть, полный или пустой контейнер и что машина с ним отработала».
На семи полигонах предполагается установить весовой контроль с программным обеспечением (ПО), а также подключить максимальное количество видеокамер (с использованием техники по программе «Безопасный город»), чтобы следить за мусоровозами. Инвестиции в проект Алексей Смирнов оценил примерно в 100 млн руб., из которых около 70 млн потребует установка весового контроля и нового ПО. Он уточнил, что это могут быть средства федерального бюджета, инвесторов, а также региональных операторов, которые могут потратить средства, сэкономленное после отмены для них НДС и «заморозки» размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Особенно власти рассчитывают на помощь федерального центра. «Рассчитываем, что нам, как пилотному региону, дадут федеральные средства, — сказал Алексей Смирнов. — Наша задача — не уменьшить нормативы или тарифы, не создать какие-то проблемы для региональных операторов. Наша задача — чтобы население больше не задавало вопросы, чтобы все понимали и видели, за что платят. И региональный оператор получал деньги в точности за то, что сделал». По словам вице-губернатора, власти рассчитывают «практически» исключить человеческий фактор, «чтобы все было в автоматическом режиме вплоть до того, что старшие по домам могли подключить свои площадки к базе и понимать объем отходов». По словам вице-губернатора, для внедрения системы необходимо также внести изменения в законодательство страны. Сам проект должен быть согласован с Минприроды, которое и может стать инициатором внесения поправок.
На недостаток нормативной базы указывают и участники рынка.
Юрий Алехин сообщил “Ъ-Черноземье”, что в настоящее время есть ряд сложностей, которые препятствуют реализации проекта. «Пока что нет законодательной базы для перехода на оплату вывоза мусора по факту. Также пока нереальным кажется предложение реализовать систему в том числе за счет региональных операторов. Для этого надо вносить изменения в инвестпрограмму. Но есть сомнения, что расходы будут приняты областным комитетом по тарифам и ценам при формировании тарифа. Например, ранее ведомство не пропустило нам финансирование строительства площадок перегрузки, потому что посчитало это зоной ответственности муниципальных образований», — пояснил господин Алехин. Он считает, что пока под вопросом и переход на раздельный сбор отходов: «Мы планировали начать в этом году, но из-за ситуации со снижением нормативов накопления не то что не можем развиваться, а находимся в ситуации, близкой к критической».
Складывается ощущение, что с проектом новой системы власть хочет перешагнуть через десятилетие. Сначала нужно воспитать население, не исключено, что при переходе на оплату по факту жители, чтобы не платить, будут выкидывать мусор в леса», — резюмировал Юрий Алехин.
Источник “Ъ-Черноземье” на мусорном рынке макрорегиона также считает проект преждевременным. «В текущем состоянии инфраструктуры уже само по себе введение регоператоров — это механизм контроля, какого раньше не было: вывозящие организации получают плату не за вывезенный объем, а за привезенный на полигоны, которые и так по действующему законодательству обязаны быть оборудованы весами. Предлагаемые более технологичные решения для учета фактически вывезенного объема отходов, а именно датчики на контейнерах и видеоконтроль, целесообразны сейчас лишь на закрытых контейнерных площадках. В масштабах среднестатистического российского города внедрять сейчас подобное — утопия: как правило, площадки открыты и доступны для всех отходообразователей, кроме того, не мала и доля бестарного вывоза (например, в частном секторе)», — пояснил собеседник “Ъ-Черноземье”.
Он также напомнил, что переход на оплату по фактическому образованию отходов уже активно практикуется в макрорегионе не требующим никаких инвестиций способом: частота вывоза в соответствии с графиком, согласованным с отходообразователем, умножается на емкость установленных контейнеров.
Как в Черноземье снижают плату за вывоз мусора
Регионы Черноземья продолжают регулировать параметры реформированной сферы вывоза ТКО, желая сделать тариф одинаково удобным как для бизнеса, так и для населения. Так, депутаты воронежской облдумы проголосовали за компенсацию 350 млн руб. выпадающих доходов для регоператора по обращению с отходами.