Пешеходным переходам в Москве уделят больше внимания
Как система видеофиксации будет отслеживать нарушения ПДД на «зебре»
Водителям придется заплатить за пешеходов: на улицах Москвы к концу мая появятся около 70 новых систем видеофиксации непропуска граждан, передвигающихся на своих двоих. Устройства разместят на дорогах, где чаще всего происходят ДТП с участием пешеходов. Их местоположение будет определять столичная Госавтоинспекция. Между тем, по мнению автоэкспертов, даже инспекторы не всегда могут точно определить, пропустил водитель пешехода или нет. Справятся ли с этим камеры? Разбирался Владислав Викторов.
Первая камера фиксации непропуска пешеходов заработала в Москве в конце 2016 года, и сейчас в городе всего три таких устройства. Не так давно в ГИБДД сообщили, что за прошлый год на нерегулируемых «зебрах» погибли около 50 человек, поэтому новые камеры — это необходимость. Но координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, считает, что логичнее было бы просто поставить там светофоры, тем более камеры могут спровоцировать дополнительные пробки: «Наличие камер в некоторых местах вызывает опасение, что бесконечный поток пешеходов, особенно в часы пик, просто приведет к образованию огромных заторов. Машины в таких случаях едут на "просачивание" между пешеходами. Системы видеофиксации будут отмечать нарушение правил.
То есть возникает вопросы: зачем ставить дорогостоящие комплексы, если можно установить просто светофор?».
Пока сами автомобилисты на штрафы за нарушение этого пункта ПДД не жаловались. Вместе с тем, в целом работа таких устройств вызывает много вопросов. Недавно главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин получил «письмо счастья» за поворот со второго ряда. Камера не учла, что полоса, из которой нужно совершать маневр, была перекрыта. Как тогда устройство сможет определить, пропустил водитель пешехода или нет, непонятно, недоумевает господин Лыткин: «Есть разные ситуации: например, пешеход ступил на "зебру", а потом решил вернуться на тротуар. Камера в этот момент что должна делать: постоянно за ним следить или сфотографировать только тот, момент когда человек начал переходить дорогу? А таких моментов будет достаточно много».
В Центре организации дорожного движения уверяют, что московские камеры одни из самых «умных» в мире. Чтобы безошибочно определить, пропустил водитель пешехода или нет, они будут рассчитывать среднюю скорость движения машины и примерный тормозной путь, а окончательное решение о назначении штрафа примет инспектор, говорит один из разработчиков ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман: «Камеры будут просто документировать информацию по таким случаям. Эти материалы станут рассматривать должностные лица и выносить решение: было нарушение или нет. В Москве такие события будут фиксироваться с помощью видеозаписи.
Если автомобилист не согласен с выписанным штрафом, то он сможет обратиться в ГИБДД с просьбой посмотреть соответствующие материалы».
Автомобилисты отмечают, что даже инспекторы не всегда могут однозначно определить факт нарушения. Согласно ПДД, непропуском считается ситуация, когда пешеход был вынужден изменить скорость или направление движения. А, например, в Германии поведение участников движения на «зебре» прописано куда детальнее. Автомобилист обязан показать жестом, что он пропускает пешехода, и начинать движение только после того как человек окажется на другой стороне, и это работает — ДТП крайне мало, рассказал «Коммерсантъ FM» житель Дюссельдорфа Роберт Малыш: «Пешеходы почти всегда обладают преимуществом. Кроме того, здесь в школах очень подробно рассказывают, как избегать происшествий на дороге, учитывать скорость движения автомобилей, правильно готовиться к переходу и так далее. Между тем, тут достаточно сложная организация движения, так как одновременно на дороге могут находиться и автомобили, и велосипедисты, и пешеходы».
Не стоит забывать, что сами пешеходы — такие же участники дорожного движения, как и водители. Нередко именно они становятся виновниками ДТП, в том числе из-за незнания правил. Но ответственность почти всегда несут автомобилисты. Возможно, видеофиксация инцидентов на «зебре» поможет исправить ситуацию. Правда, платить штрафы придется, в любом случае, только водителям.
В Германии за непропуск пешехода назначают штраф в €75, то есть чуть больше 5,5 тыс. руб. В России наказание за аналогичный проступок менее строгое — 2,5 тыс. руб. Хотя ранее в ЦОДД предлагали повысить этот порог, но в МВД обещали пока этого не делать.