ВТБ выводит токсичные активы

Акции «Еврофинанс Моснарбанка» передадут государству

ВТБ планирует избавиться от доли в «Еврофинанс Моснарбанке», передав ее Росимуществу. Сделка готовилась с середины 2018 года, но лишь в начале 2019 года вышла на финишную прямую. После попадания «Еврофинанс Моснарбанка» под жесткие американские санкции передача становится еще более актуальной для ВТБ, так как владение «токсичным» активом может сократить число зарубежных партнеров госбанка.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Новым владельцем принадлежащих ВТБ 25% в «Еврофинанс Моснарбанке» может стать Росимущество, сообщили 12 марта два источника Reuters. По словам одного из собеседников агентства, процедура передачи доли была запущена в начале 2019 года. Как пояснил источник “Ъ”, знакомый с обстоятельствами дела, покупателя на долю ВТБ в «Еврофинанс Моснарбанке» искали несколько лет. Одними из последних претендентов были казахские инвесторы, но с ними не сошлись в цене. Поэтому переговоры с Росимуществом о передаче ему доли ВТБ начались еще летом 2018 года, отметил собеседник “Ъ”. В январе 2019 года они вошли в финальную стадию, пояснил он. В «Еврофинансе», Росимуществе и Минфине на запрос не ответили.

«Еврофинанс Моснарбанк» на 49,99% принадлежит венесуэльскому государственному Фонду национального развития (Fondo de Desarrollo Nacional), а также Газпромбанку и ВТБ — у каждого по 25%. При этом органы управления банком в основном представлены выходцами из Газпромбанка. В понедельник банк попал под жесткие американские санкции. По словам Минфина США, ограничительные меры были приняты за связи банка с венесуэльской государственной нефтегазовой компанией Petroleos de Venezuela SA (PDVSA): российский банк помогал компании обходить санкционный режим с помощью криптовалюты El Petro (см. “Ъ” от 12 марта).

По словам собеседника “Ъ”, появление информации о выходе ВТБ из «Еврофинанс Моснарбанка» сразу после введения санкций — случайность. Однако эксперты не исключают и закономерности. «Однозначно сказать сложно, но, скорее всего, это попытка не попасть под действие санкций,— полагает руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов.— Расчет здесь на исключение возможности внесения в SDN-лист. Конечно, нельзя утверждать, что это точно поможет, но в любом случае это минимизирует подобные риски».

Российские интересы в Венесуэле

Смотреть

Младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский видит иные причины передачи доли «Еврофинанс Моснарбанка» в Росимущество. По его мнению, перспективы применения против ВТБ и Газпромбанка жестких санкций зависят в первую очередь от степени напряженности отношений с США на политическом уровне. При этом наличие их среди акционеров обсуждаемого банка на решение американского регулятора существенно не влияет. Вместе с тем, как отмечает господин Путиловский, «включение "Еврофинанс Моснарбанка" в санкционный лист может сократить число партнеров госбанков в других странах и оказать негативное влияние на их бизнес-проекты». Так что выход из его капитала положительно отразится на их бизнесе. В ВТБ и Газпромбанке отказались от комментариев.

Со слов источников не ясно, планирует ли ВТБ передать свою долю Росимуществу бесплатно или же намерен получить из бюджета какую-нибудь компенсацию.

С одной стороны, глава ВТБ Андрей Костин в ноябре утверждал, что претендентов на банк якобы много. По его словам, у актива есть «историческая цена», за которую ВТБ может его реализовать. Также он отмечал, что цена пакета «небольшая». В 2011 году ВТБ сократил свою долю в «Еврофинанс Моснарбанке» с 35,85% до 25% плюс 1 акция. Тогда за почти 11% акций банка он получил 2,3 млрд руб. (то есть на уровне 1,6 от капитала).

С другой стороны, активы и пассивы «Еврофинанс Моснарбанка» в существенной степени связаны с Венесуэлой, а экономический кризис в Боливарианской Республике с 2016 года существенно обострился. Введение санкций против банка сделало, вероятно, невозможной продажу банка на рыночных условиях. Вячеслав Путиловский считает, что сделка может быть проведена в любой форме, так как для ВТБ сейчас главное — дистанцироваться от «Еврофинанса».

Виталий Солдатских, Ксения Дементьева

Вся лента