К взысканию долгов подключатся частные приставы
Чем они будут отличаться от сотрудников ФССП
Должникам не спрятаться: в России планируют усилить службы по взысканию долгов. К уже имеющимся федеральным судебным приставам и коллекторам прибавятся частные приставы. Эту идею поддержал Союз промышленников и предпринимателей. Работа по созданию нового института уже началась. Чем приставы-частники будут отличаться от государственных сборщиков долгов? Расскажет Светлана Белова.
За последний год российские суды выдали больше 70 млн исполнительных листов, по которым работают 74 тыс. приставов. Получается, что у них есть всего по 40 мин на каждого должника, и то если заниматься ими круглые сутки. Как закономерный итог, сотрудникам Федеральной службы судебных приставов удается вернуть не больше 17% долгов. Бизнес жалуется, что до его исков дело вообще не доходит, отметил эксперт департамента проблемных долгов группы компаний «Рыков групп» Алексей Литовченко: «У пристава есть четкое понимание, что надо заниматься такими вещами, как алименты, штрафы ГИБДД, взыскание налоговой задолженности, а долги между юрлицами как следует не обслуживаются. Для того чтобы хоть что-то начало происходить, над ними нужно стоять.
В итоге то, что должны делать они, мы выполняем сами: ищем имущество, находим владельцев, фактически приезжаем к приставам и говорим: у нас все готово. Мы берем сотрудника ФССП, привозим на место, показываем актив и только после этого начинается какая-то работа».
Охотнее всего приставы берутся за мелкие однотипные долги, которые не требуют выезда на рейды, личных встреч с должниками и потери времени. В приоритете у федеральных приставов — сбор долгов в пользу госструктур. Частникам вполне можно отдать исполнение хотя бы части работ по незначительным делам, предлагает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская: «Главные моменты, на которых стоит сосредоточиться,— это, с одной стороны, равные полномочия, а с другой — разграничение компетенций. Потому что взыскание средств, скажем, с госорганизаций,— это скорее дело ФССП. Частникам же можно отдать наблюдение за договорными отношениями с компаниями. Но если частный пристав будет выполнять нефинансовые обязательства, например, решать вопрос о восстановлении на работе, это будет выглядеть странно, поскольку этим должны заниматься, конечно, государственные приставы».
На самом деле частные сборщики в стране есть уже давно — те самые коллекторы. Их методы не всем нравятся, зато эффективность высока. Но расширять их полномочия государство пока не решится, так как общество этого не поймет, считает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов:
«Расширения полномочий хотят и коллекторы, и крупные кредиторы в лице банков и ресурсоснабжающих организаций. Но надо признать, что сейчас государство не готово передать контроль за исполнительным производством в частный сектор.
Уровень платежной дисциплины и доходов населения не такой высокий, чтобы передать сейчас частникам контроль над этими процессами».
И в самом деле, представьте, что коллекторы получат право, скажем, взыскивать долги с арендаторов по квартплате своими известными методами. Кроме того, это ставит в неравные условия и кредиторов. Так, например, крупный бизнес получит возможность нанимать более квалифицированных и, что называется, «зубастых» приставов, которые вернут их деньги, а компании поменьше так и будут стоять в очереди за своими долгами. Как менять правила игры, понятно, но слишком опасно.