Фрахт у ворот
Морская торговля нефтепродуктами может выйти из убытков
Стагнация морской торговли нефтью и нефтепродуктами, подкрепляемая ограничениями ОПЕК+ и избыточным тоннажем на рынке, сказалась на итогах 2018 года для танкерных компаний. Ставки фрахта, хотя и пошли вверх в конце года, продолжают оставаться на низком уровне, и большинство игроков танкерного рынка по-прежнему показывают чистые убытки. Но аналитики ожидают улучшения ситуации в 2019-м, а особенно в 2020 году: росту рынка будут способствовать отмена ограничений на добычу нефти, рост экспорта из США, а также введение экологических нормативов по судовому топливу с 1 января 2020 года.
В 2018 году рынок морских перевозок нефти и нефтепродуктов продолжал находиться в тяжелом состоянии. Избыток провозных мощностей в целом держал ставки фрахта на низком уровне. По данным Clarksons, средняя спотовая цена по году в классе Aframax (дедвейт до 120 тыс. тонн) выросла на 16,6%, до $16,17 тыс. в сутки, Suezmax (200 тыс. тонн) — на 6,7%, до $16,47 тыс. в сутки. В сегменте VLCC (до 320 тыс. тонн) ставка упала на 12,5%, до $15,56 тыс. в сутки, в сегменте перевозок нефтепродуктов — на 14,3%, до $8,75 тыс. в сутки. Для VLCC и нефтепродуктовых танкеров среднегодовая спотовая ставка оказалась минимальной с 1994 и 1992 годов соответственно.
В итоге значительная часть танкерных компаний в 2018 году снизила выручку в тайм-чартерном эквиваленте (TCE) и EBITDA, многие ушли в чистый убыток. Выручка Euronav выросла на 1,9%, до $459 млн, однако EBITDA сократилась на 14%, до $235 млн, компания получила чистый убыток в $110 млн вместо чистой прибыли в $1 млн. У Scorpio Tankers выручка выросла на 14,9%, до $580 млн, EBITDA — на 21,8%, до $212 млн, но чистый убыток увеличился со $150 млн до $190 млн. У Nordic American Tankers выручка упала на 20%, до $124 млн, EBITDA — на 82,2%, до $8 млн, но чистый убыток сократился более чем вдвое: с $205 млн до $95 млн. Наилучшие результаты — у обособленного подразделения Teekay — Teekay Tankers: рост выручки TCE на 11,6%, до $395 млн, EBITDA — на 44%, до $124 млн, сокращение чистого убытка — на 8,6%, до $53 млн. В то же время у головной Teekay, крупнейшего владельца танкеров в мире, выручка в TCE сократилась на 9%, до $1,7 млрд, хотя EBITDA также выросла на 7,2%, до $538 млн, а чистый убыток сократился почти на порядок — с $529 млн до $58 млн. В крупнейшем танкерном перевозчике РФ «Совкомфлоте» от комментариев отказались, результаты года еще не подведены.
Вместе с тем аналитики придерживаются сдержанного оптимизма относительно рынка в 2019 году из-за рекордных темпов сокращения тоннажа. По данным Clarksons, в 2018 году было списано 177 танкеров суммарным дедвейтом 21 млн тонн, из них 103 (17,8 млн тонн) — нефтяные. Это наибольший объем списаний с 1985 года. Прирастает же флот, напротив, предельно медленно: так, в строй введено 92 нефтепродуктовых танкера, минимальное количество с 2002 года.
В 2019 году, несмотря на падение экспорта из Ирана и Венесуэлы, ожидается рост спроса на танкерные перевозки нефти на 3,8%. Он, по мнению Clarksons, будет обусловлен ростом перерабатывающих мощностей в Юго-Восточной Азии и добычи в Бразилии на фоне устойчивого экспорта из США и импорта в Китай. Рост танкерных перевозок нефтепродуктов прогнозируется на уровне 3,5%. Рост флота в 2019 году по нефтяным танкерам ожидается на уровне 3,6%, по продуктовым — 2,9%. В 2020 году темпы роста снизятся до 1,1% и 1,5% соответственно.
Серьезные надежды танкерные компании возлагают на вступление в силу с 1 января 2020 года экологического норматива Международной морской организации (IMO). По нему суда вне специальных зон контроля выбросов не смогут использовать топливо с содержанием серы более 0,5% (сейчас 3,5%). В зонах контроля выбросов с 2015 года уже действует более строгий лимит 0,1%, к ним относятся Балтийское, Северное, Карибское моря и воды у побережья Северной Америки. По мнению Clarksons, ужесточение регулирования может привести к ускоренному списанию судов, что на фоне сокращения поставок новых судов в 2020 году на 25% будет способствовать достижению баланса по тоннажу. Введение норматива потребует роста переработки, что приведет к росту спроса на перевозки нефти на уровне 5%, особенно для VLCC (рост 6%). Спрос на перевозки нефтепродуктов в 2020 году, по оценке Clarksons, вырастет на 6%.
По оценке Morgan Stanley, норматив IMO увеличит морскую торговлю нефтью и нефтепродуктами за счет роста переработки. Спрос на танкеры также вырастет из-за потребности в хранении избыточного мазута либо его транспортировки на электростанции на Ближнем Востоке. Morgan Stanley полагает, что в 2019 году ставки фрахта будут относительно низкими из-за сдерживания спроса квотами ОПЕК+, но к концу года пойдут вверх в результате снятия ограничений на добычу нефти, введения нормативов IMO и роста экспорта из Северной Америки и будут держаться на высоком уровне в 2020–2021 годах.