Расширению чемпионата мира подобрали финансовый повод
Доходы FIFA от первенства 2022 года могут возрасти на $400 млн
Идея укрупнения формата футбольного чемпионата мира в Катаре может быть реализована уже в ближайшее время. На заседании совета Международной федерации футбола (FIFA), которое состоится в конце недели, будет представлен доклад, подготовленный экспертами FIFA. Он фактически обосновывает целесообразность экстренного увеличения числа участников турнира с 32 до 48 при условии, что у Катара как организатора появится страна-партнер. Авторы документа видят не так много серьезных препятствий для того, чтобы расширение состоялось, и перевешивающий все связанные с ним сложности экономический плюс. По их мнению, новый формат обеспечит FIFA дополнительные доходы — от продажи телеправ и реализации билетной программы — в размере $400 млн.
В распоряжении агентства AP оказался доклад, подготовленный экспертами Международной федерации футбола к очередному заседанию совета FIFA, ключевого органа головной футбольной структуры. Основным пунктом его повестки является обсуждение вопроса об экстренном укрупнении формата ближайшего чемпионата мира по футболу, право принять который в 2010 году выиграл Катар. О возможности увеличения числа его участников с 32 до 48 президент FIFA Джанни Инфантино впервые заявил прошлой осенью. В тот момент идею не воспринимали всерьез, считая, что федерация не решится на столь радикальные меры в разгар финального этапа подготовки к турниру, а первый чемпионат с расширенным составом участников пройдет, как и было утверждено, в 2026 году в США, Канаде и Мексике. Однако публикация доклада сделала очевидным тот факт, что FIFA всерьез настроена совершить неординарный шаг.
Отчет, по сути, объясняет членам совета FIFA, которые могут принципиально одобрить расширение, окончательно ратифицировав его уже летом, почему оно возможно и целесообразно. В докладе приводится список проблем, которые расширение может породить. Но часть из них кажется экспертам не слишком серьезными.
Так, они считают, что даже формальное уплотнение календаря турнира, в котором на групповом этапе сборные будут, в отличие от предыдущих первенств, разбиты не на восемь групп по четыре команды, а на 16 по три (с добавлением одной стадии play-off), и в котором будет сыграно не 64 матча, а 80, не особенно повлияет на общий тайминг. Предполагается, что турнир в любом случае уложится в заранее согласованные сроки — с 21 ноября по 18 декабря. При этом отмечается, что максимальное количество матчей для любой команды останется таким же, каким было, допустим, на прошлогоднем чемпионате мира в России,— семь. Также доклад не исключает «юридических действий» против FIFA со стороны соперников Катара в конкурсе за право принять чемпионат. Ими были заявки США, Австралии, Южной Кореи и Японии. Однако риски, связанные с потенциальными процессами, инициированными проигравшими, в документе охарактеризованы как «низкие».
Документ выделяет единственное препятствие, которое выглядит довольно существенным. Авторы признают, что уплотнение календаря потребует увеличения числа задействованных на чемпионате стадионов (в отличающейся исключительной компактностью катарской заявке их восемь, в то время как в России летом 2018-го использовалось 12) — минимум на два объекта, максимум на четыре, а также привлечения в качестве соорганизатора турнира «одной или больше» стран. И в этом смысле все не так просто.
Положение регламента FIFA по чемпионатам мира предполагает использование до четвертьфинальной стадии арен с минимальной вместимостью 40 тыс. человек. В граничащих или расположенных неподалеку от Катара государствах ему полностью удовлетворяют как раз четыре стадиона: два находятся в ОАЭ и по одному в Саудовской Аравии и Кувейте. Но авторы документа напоминают о непростой геополитической ситуации, в которой находится хозяин чемпионата мира. Дипломатические отношения с ОАЭ и Саудовской Аравией (как и с Бахрейном, еще одним перспективным партнером) у него разорваны.
Правда, в докладе дается понять, что и это затруднение некритичное. Дело в том, что требование насчет 40-тысячных стадионов обретет не рекомендательный, а обязывающий характер лишь начиная с чемпионата мира 2026 года. Следовательно, сейчас можно обойтись и аренами скромнее. А такие есть, к примеру, в Омане. И именно на него как на вероятного партнера Катара — вместе с Кувейтом — в случае претворения в жизнь идеи о 48 командах указывали источники ранее.
Наиболее же интересная часть доклада концентрируется на единственном плюсе от укрупнения, который, кажется, перевешивает все сложности, вместе взятые. Это финансовый эффект нового формата.
Чемпионат мира — соревнование, которое приносит FIFA львиную долю ее общих поступлений. Согласно конфиденциальному отчету федерации, данные из которого были обнародованы неделю назад, эти поступления за минувший четырехлетний цикл — с 2015 по 2018 год включительно — составили $6,4 млрд. Так вот, в отчете для членов совета FIFA прогнозируется, что расширение чемпионата мира и увеличение количества матчей в его рамках принесет организации дополнительные доходы на сумму $400 млн. $121,8 млн будут получены от продажи еще не реализованных прав на телетрансляции (видимо, от телекомпаний из стран, пробившихся благодаря укрупнению на турнир), $158,4 млн — от «бонусных» спонсорских контрактов, $109,9 млн — от реализации билетной программы и программы hospitality по приему почетных гостей, $10 млн — от лицензионных соглашений.
Надо признать, что основания для таких оптимистичных прогнозов у FIFA есть. Это прежде всего опыт Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA). Он увеличил количество участников чемпионата Европы 2016 года во Франции с 16 до 24 сборных, то есть в той же пропорции, в которой может увеличиться количество участников очередного чемпионата мира. Укрупнение вылилось в 34-процентный в сопоставлении с предыдущим турниром рост доходов от проведения первенства. Они в итоге составили €1,93 млрд.
Доходы от реализации билетов на Олимпиадах
Летние Игры
|
Зимние Игры
|