«Городской электричке» дали ход
Власти Кубани презентовали проект наземного метро в Краснодаре
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев договорился с главой РЖД Олегом Белозеровым о реализации в кубанской столице проекта наземного метро. Глава региона назвал три основных направления, куда в окрестностях Краснодарской агломерации собираются пустить «Ласточки». Для этого планируется построить новые железнодорожные пути, десятки остановочных площадок и депо для электропоездов. Сроки и стоимость проекта «Городская электричка» пока не называются, но эксперты полагают, что потребуется до 140 млрд руб. – по аналогии с Московским центральным кольцом. По мнению общественников, появление в Краснодаре наземного метро на 90% решит транспортную проблему города.
В Краснодарском крае создана рабочая группа по реализации в краевом центре проекта наземного метро «Городская электричка», куда вошли представители ОАО «РЖД» и профильных ведомств региональной администрации. Соответствующее решение было принято во вторник, 12 марта, в Москве на встрече губернатора Кубани Вениамина Кондратьева с генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым. По словам главы региона, с введением в строй в феврале этого года железнодорожного объезда кубанской столицы, по которому теперь идут до 50% транзитных грузовых составов, у города появилась возможность использовать существующую инфраструктуру РЖД под наземное метро. Электропоезда «Ласточки» по проекту должны связать прилегающие к Краснодару районы, а также городские микрорайоны. «Для нас это принципиально важный проект, потому что сейчас в часы пик Краснодар стоит в девяти-, а то и десятибалльных пробках. Он позволит нам решить проблему по перевозке пассажиров», – подчеркнул губернатор. Сформированная рабочая группа будет поэтапно заниматься проектом. Сроки введения в строй «наземки» пока не называются. Как сообщили “Ъ-Кубань” в краевой администрации, предполагается, что реализовывать проект будет РЖД. Уже проработаны направления «Городской электрички», которые предстоит утвердить в госкорпорации.
По информации Вениамина Кондратьева, которую он разместил в соцсетях, создать наземное метро в Краснодаре планируется в три этапа. Первый этап свяжет станицу Новотитаровскую и Северский район между собой и с центром Краснодара, а также — северную часть кубанской столицы с восточной. Второй этап свяжет центр Краснодара со станицей Динской. На третьем этапе скоростным железнодорожным сообщением будут связаны центр и аэропорт Краснодара с Усть-Лабинским районом. В черте Краснодара появятся новые остановочные площадки, такие как: «Вещевой рынок», «Первый северный мост», «Красная площадь», «Молодежный микрорайон», «Олимпийский микрорайон», «Сити-центр», «Второй северный мост», «СБС», «Знаменский», «Аэропорт “Пашковский”» и другие.
«Стоимость огромная, но когда проект полностью реализуют, это станет скачком в транспортном развитии целой агломерации в центре Краснодарского края. Само собой, еще нужно будет достраивать инфраструктуру — от дополнительных железнодорожных путей до двух депо для скоростных электричек», – написал Вениамин Кондратьев в своем Twitter.
Один из инициаторов краснодарского проекта «Наземка» Евгений Змиев заявил “Ъ-Кубань”, что создание наземного метро в краевом центре способно на 90% решить его транспортную проблему. Городская электричка, по словам эксперта, действует и сейчас, но практически не востребована жителями краевого центра. «Для полноценного наземного метро необходимо строить дублирующие железнодорожные пути, остановочные площадки, а для передвижения запускать “Ласточки”. Все это сейчас есть в проекте, поэтому, если он будет реализован, около 2,5 млн жителей Краснодарской агломерации (с учетом самого Краснодара и близлежащих населенных пунктов) смогут забыть о пробках», – говорит господин Змиев.
Эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев полагает, что затраты на реализацию проекта могут составить от 50 до 100 млрд руб. По его мнению, если создавать на конечных станциях пересадочные узлы, сопряженные с маршрутами загородных электричек, то это попутно позволит развивать территории вокруг их расположения – это и жилищная недвижимость, и торговые комплексы, и бизнес. Эксперт предполагает, что, скорее всего, проект придется реализовывать с привлечением сторонних инвесторов через концессию или по схеме государственно-частного партнерства.
По мнению аналитика «Открытия Брокер» Тимура Нигматуллина, проект по стандартам Московского центрального кольца обойдется инвестору примерно в те же 140 млрд руб., так как сопоставим объем работ. «Не уверен, что без федерального финансирования по аналогии с МЦК (правительство внесло в уставный капитал ОАО «РЖД» 72 млрд руб.) проект реализуем в принципе. Возможно, затраты удастся частично отбить посредством реализации под застройку прилегающих земельных участков»,– считает эксперт. Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова полагает, что на окупаемость наземного метро могут уйти десятки лет. «На мой взгляд, проект может быть реализован только за счет бюджета, причем как федерального, так и регионального. Не думаю, что тарифы будут назначаться в целях оптимизации расходов», – резюмирует аналитик.