Volkswagen сделал ставку на двигатели

Концерн намерен поставлять их из России по всему миру

Volkswagen в рамках специнвестконтракта (СПИК) может локализовать в России турбодвигатель (1,4 л) и вдвое увеличить производство уже выпускаемого в Калуге 1,6-литрового. Концерн уже экспортирует двигатели в Европу и нацелен на поставки по всему миру. Несмотря на требование Минпромторга создать в РФ производство трансмиссии или коробок передач, концерну выгоднее наращивать мощности действующего производства двигателей, считают эксперты. В силу курсовой разницы локализованные в РФ двигатели конкурентны на внешних рынках, а производство нового даст дополнительные объемы по компонентам и поможет нарастить локализацию.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Volkswagen раскрыл параметры СПИК, за счет которых планирует нарастить производство двигателей в РФ в рамках СПИК. «РИА Новости» со ссылкой на главу концерна в РФ Маркуса Озеговича сообщает, что компания намерена локализовать турбодвигатель объемом 1,4 л, «если договорится по условиям СПИК». Также параллельно планируется увеличить выпуск 1,6-литрового двигателя для экспорта по всему миру. Такие двигатели сегодня выпускаются в двух вариантах мощностей (90 и 110 л. с.), соответствуют классу «Евро-5» и устанавливаются на 11 моделей концерна, включая три модели российского производства — Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Skoda Octavia.

VW выпускает в России автомобили на двух площадках. У концерна есть завод мощностью 225 тыс. машин в год в Калуге, где производятся модели Volkswagen Tiguan и Polo и Skoda Rapid. Также автоконцерн ведет производство на заводе группы ГАЗ Олега Дерипаски в Нижнем Новгороде мощностью 132 тыс. машин ежегодно. В Калуге есть также завод двигателей мощность 150 тыс. штук в год.

Volkswagen уже экспортирует выпущенные в Калуге двигатели: при объеме выпуска 161 тыс. штук в 2018 году на экспорт было поставлено 44 тыс. двигателей. Среди направлений поставок в том числе заводы в Испании и Чехии. В 2019 году концерн планировал экспорт из РФ двигателей и их компонентов на заводы в Чехии, Польше, Испании, Мексике и ЮАР.

Как сообщал “Ъ” 14 февраля, Минпромторг оценил инвестиции Volkswagen в рамках заявки на СПИК в сумму около 12 млрд руб. VW заявляет, что собирается инвестировать 40 млрд руб. в рамках инвестконтракта. В министерстве указывают, что компания уже локализовала производство двигателей, на фоне чего с ней ведется диалог о возможности локализации трансмиссии и коробок передач. В целом это стандартное требование Минпромторга к автоконцернам при обсуждении СПИК. Но в части возможной локализации коробок передач или трансмиссии в VW говорили, что параметры еще обсуждаются и концерн готов рассмотреть различные варианты, «но сегодня производство трансмиссий не выглядит экономически целесообразным».

Volkswagen экономически выгоднее наращивать объемы производства уже существующих мощностей, чем создавать новые, говорит Сергей Удалов из «Автостата»: при локализации производства коробок передач возникнет вопрос поиска поставщиков компонентов, а также избыточных для российского рынка объемов, из-за чего вновь нужно выходить на экспорт. Производство двигателей большими партиями в РФ при нынешних курсах валют, стоимости рабочей силы и локальных компонентов определенно выгодно и имеет большой потенциал экспорта на рынки, где есть соответствующие экологические ограничения, отмечает эксперт. Локализация производства 1,4-литрового двигателя может дать дополнительную синергию по объемам компонентов, полагает господин Удалов, что также сыграет в пользу повышения локализации.

СПИК ООО «Фольксваген Груп Рус» (представительство немецкой Volkswagen в РФ) планируется реализовать на базе существующих производственных площадок (Калуга и Нижний Новгород). При этом инвестиции в площадку в Нижнем Новгороде продолжатся только после снятия санкций с группы ГАЗ. Отметим, срок вступления в силу санкций в отношении ГАЗа неоднократно переносился и сейчас назначен на 6 июля. Это последний актив Олега Дерипаски, по которому идут переговоры о снятии санкций, уже завершившиеся успехом в случае «Русала» и En+.

Помимо удвоения мощностей завода двигателей проект предполагает обновление модельного ряда. Маркус Озегович сообщил, что в планах концерна в конце 2019 года запустить производство компактного кроссовера Skoda Karoq в России: «Сначала импорт, но постараемся быстро решить вопрос с локализацией» (цитата по «РИА Новости»). По его словам, в следующие годы «будут еще новинки», но говорить об этом рано. При этом господин Озегович отметил, что импорт за счет высоких ставок пошлин и утильсбора становится невыгодным для машин бюджетного сегмента, поэтому компания делает ставку на локализацию бюджетных моделей на местном рынке.

Ольга Никитина

Вся лента