Новые книги

Выбор Игоря Гулина

Михаил Хлебников «Топор Негоро»

Фото: Книжный магазин Циолковский

Книга философа и критика Михаила Хлебникова посвящена судьбе европейских «реакционных» интеллектуалов ХХ века. Эти люди — амбициозные эксцентрики, порывающие с собственным сословием, пророки и парии, искавшие для мира дорожку прочь от современности — к будущему через прошлое, ниспровергатели общепринятой этики, обожатели таинственных древних культов. Они вызывают либо восхищение, либо презрение, но всегда любопытство. Среди героев Хлебникова: создатель традиционализма Рене Генон, синтезировавший алхимию, католицизм, ислам, индуизм и эзотерические средневековые учения; Артур Мёллер ван ден Брук — полузабытый политический эссеист 20-х, изобретатель словосочетания «Третий рейх» и парадоксального понятия «консервативная революция»; продолживший его поиски Эрнст Никиш, выдумавший национал-социализм — революционное учение, где нация занимает место класса; французские «новые правые» интеллектуалы 60-х во главе с Аленом Бенуа; и мимоходом, конечно, Александр Дугин с Гейдаром Джемалем.

Несмотря на очень интересные сюжеты, работа эта не идеальная. Книга Хлебникова — труд немного компиляторский и при этом на редкость хаотичный. Увлекаясь несколько наивным разоблачением правых идеологов (а заодно и левых, и либералов), он следует скорее полемическому порыву, чем логике материала. Если вкратце, идея Хлебникова такова: пытаясь найти для существования общества новые основания, по ту сторону пустой и опасной идеологии, консервативные мыслители потерпели в ХХ веке сокрушительный крах. Их построения абсурдны, противоречивы и не выдерживают малейшей критики, однако сам позыв — выйти из интеллектуального гетто, найти новые (или старые) принципы для изменения общества, порабощенного пустословием, вызывает у автора уважение.

Издательство Циолковский


Майкл Игнатьев «Права человека как политика и как идолопоклонство»

Фото: НЛО

Права человека — один из любимых объектов критики со стороны новых консерваторов. Правые обычно представляют их как пустой фетиш, якобы гарантирующий общественный порядок, но на деле санкционирующий войну всех против всех. Поэтому после книги Хлебникова забавно заглянуть в брошюру канадского историка и либерального публициста Майкла Игнатьева, увлеченного апологета прав человека. Он пишет свою книгу в самом начале нового века, когда эта идея переживает явно не лучшие времена и нуждается в защите от нападок справа и слева, а прежде всего — от пугающего союза фундаменталистов и постмодернистов.

Игнатьев подробно рассматривает все причины не слишком доверять правозащитникам. Политические: права человека превратились в фундамент современной геополитики, они не только разрешают конфликты, но и дают оправдания для насильственного вмешательства в чужие дела, перераспределения власти. Практические: права разных групп, их понимание гуманности вступают в неразрешимое противоречие. Примеры — самые разные: от палестино-израильского конфликта до страстной полемики противников и защитников права на аборт. Духовные: права человека требуют внешнего концептуального обоснования (что и кто дает ему эти права? по какой причине они должны соблюдаться?). Без него правозащитная идеология превращается в сомнительное идолопоклонство, предмет веры, а не разумный принцип. Игнатьев, впрочем, отметает все эти возражения: для него права человека не политический конструкт и не секулярная религия, а единственный способ защитить индивида от общества, слабых — от сильных. Правда, книга его обращена именно к последним — к западным державам. Она оправдывает для них роль арбитров в делах человечности, хотя и призывает к легкой нюансировке принципов применения этой власти.

Издательство НЛО
Перевод А. Захаров


Всеволод Зельченко «Стихотворение Владислава Ходасевича «Обезьяна»»

Фото: Новое издательство

Книга филолога и поэта Всеволода Зельченко посвящена одному из самых известных стихотворений русского модернизма. Это не «всесторонний анализ». Зельченко с самого начала отмечает, что об «Обезьяне» написаны десятки статей. Он следует существующим интерпретациям, сравнивает и сталкивает их, обнаруживает новые аллюзии и ритмические нюансы, проясняет детали, погружает стихотворение в широкий контекст публицистики, поэзии и прозы времен начала Первой мировой. Среди его открытий есть крайне остроумные: так, Зельченко доказывает, что один из главных спрятанных источников возвышенно-трагического текста Ходасевича — комическая «Война мышей и лягушек». Но главное в этом исследовании не столько его содержание, сколько жанр и тон. Книга Зельченко выглядит причудливым реликтом ушедшего времени — эпохи архивной страсти, горделивого самоумаления, искренней любви к мелочам ради них самих. Автор знает об этой старомодности и преподносит ее с особенным, немного ерническим дендизмом, почти что с вызовом. Ходасевич с его язвительной меланхолией — идеальный объект для подобной тихой филологической эскапады.

Издательство Новое издательство


Елена Нестерова «Товарищество передвижников. Демократический реализм»

Фото: Кучково поле

В советское время передвижники были главными фигурантами канона русского искусства. Эта роль надежно сохранялась за ними в школьном и университетском образовании. Поэтому же они долго казались художниками скучными, до ужаса правильными и неглубокими — воплощением унылого «критического реализма». В последние годы появляется все больше текстов, переосмысливающих историю и эстетику Товарищества передвижных выставок. Книга искусствоведа Елены Нестеровой формально вписывается в этот поток, но, по сути, идет в противоположном направлении. Тут нет никакого ревизионизма. Напротив, это крайне консервативное повествование, своего рода ликбез: рождение свободного рынка русского искусства, конкуренция с устаревшей академией и с рождающейся фотографией, открытие русской природы и поиск внецерковного христианства, демократическая критика отсталых нравов и поиск национальных корней. Никаких новаций здесь нет, но знакомые сюжеты изложены лаконично и живо.

Издательство Кучково поле


Вся лента