Московское транспортное кольцо замкнули на одну компанию
Как это скажется на проекте
Отвечать за новое Московское транспортное кольцо будет только одна компания. Единым оператором масштабного дорожного проекта стала компания «Мосинжпроект», принадлежащая столичному правительству, заявил заммэра Марат Хуснуллин. Предполагается, что новое кольцо сформируют четыре столичные магистрали — Северо-Восточная, Северо-Западная и Юго-Восточная хорды, а также Южная рокада. Строительство трассы в 130 км обойдется городу примерно в 630 млрд руб. По словам господина Хуснуллина, решение сделать «Мосинжпроект» единым оператором принималось на уровне президента страны, чтобы ускорить строительство.
Вмешательство президента объясняется масштабами проекта, убежден гендиректор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев: «Глава государства имеет на это право на основании постановления правительства Российской Федерации, которое позволяет определять генподрядчика, или подрядчика, или основного застройщика, минуя тендеры и конкурсы, если речь идет о значимых объектах.
По всей видимости, он выбрал "Мосинжпроект", потому что через эту организацию проходят практически все объекты, в которых участвует правительство Москвы.
Видимо, столичной мэрии удобнее с этой компанией работать, она ей больше доверяет, чем кому бы то ни было, и считает, что там много больших специалистов разного уровня».
По плану властей, хордовое кольцо замкнется в 2022 году. Сейчас почти завершены Северо-Западная хорда, от Сколковского до Ярославского шоссе, и Северо-Восточная — от платной дороги Москва-Петербург до Рязанского проспекта. «Мосинжпроект» как единый оператор по строительству этой трассы сможет сам набирать подрядчиков, отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов: «"Мосинжпроект" подпадает под 223-ФЗ, у него все конкурсы будут, условно говоря, проходить как госзакупки. То есть это не бюджетная организация, а акционерное общество с участием государства.
Понятно, почему власти пошли на такой шаг — это проект статусный, заметный, и не хочется, чтобы сроки переносились, смета увеличивалась и так далее.
223-ФЗ позволяет компании делать то, что она считает нужным, выбирать тех подрядчиков, которые ей нужны, выбирать более дорогие варианты при прочих равных условиях».
Планируется, что хордовое кольцо разгрузит Третье транспортное, МКАД и центр, а также свяжет друг с другом труднодоступные районы. Единый оператор вполне может привлечь к его строительству частных подрядчиков, однако многие из них настороженно относятся к такого рода московским проектам, подчеркивает директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев: «Масштабные проекты интересны, если они хорошо оплачиваются. Зачастую бывает, что первоначальная стоимость строительства через некоторое время перестает удовлетворять подрядчика. Например, опыт строительства того же Алабяно-Балтийского тоннеля это хорошо подтвердил. В конце концов, подрядчик в том случае даже обанкротился. Там реально оказался настолько сложный проект с точки зрения и геологии, и гидрогеологии, что это значительно удорожило строительство. Желание властей, чтобы подрядчик уложился в первоначальную смету, понятно. Вместе с тем, в Москве в принципе все проекты характеризуются сложностью работ: очень много коммуникаций надо переносить, и зачастую это все сразу достаточно трудно бывает учесть».
Последнюю часть нового транспортного кольца — Юго-Восточную хорду — начнут строить этим летом. Трасса в 36 км пройдет от пересечения Северо-восточной хорды с шоссе Энтузиастов до развязки МКАД с улицей Поляны.