Ингушских активистов заслушали в полиции

Лидеров оппозиции проверяют на экстремизм

Как стало известно “Ъ”, в среду руководителей ведущих оппозиционных движений Ингушетии вызвали в республиканский центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ) МВД республики. Там от оппозиционеров потребовали объяснений по поводу их «неправомерных действий» во время санкционированного митинга, посвященного годовщине сталинской депортации. Сами активисты, в том числе Ахмет Погоров, который ранее возглавлял МВД Ингушетии, считают, что их «прессуют по указке местных властей за их оппозиционную деятельность». В ингушской администрации “Ъ” заявили, что «никакой политики тут нет».

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

«Кого-то из моих товарищей силовики навестили на работе и под конвоем препроводили в отдел, со мной связались по телефону, и я приехал на своей машине»,— рассказал “Ъ” по телефону сопредседатель ингушского Совета старейшин Малсаг Ужахов. В итоге вместе с господином Ужаховым в ЦПЭ МВД Ингушетии оказались еще трое активистов — член Ингушского комитета национального единства Барах Чемурзиев, сопредседатель Совета тейпов Ахмед Барахоев и сопредседатель Конгресса ингушского народа Ахмет Погоров. Господин Погоров в Ингушетии при президенте Руслане Аушеве возглавлял республиканское МВД. Оппозиционерам в полиции пояснили, что ими допущены нарушения закона во время участия в состоявшемся 23 февраля санкционированном митинге по поводу очередной годовщины сталинской депортации.

По официальной версии, активисты дезорганизовали проводившийся 23 февраля официальный митинг, посвященный сталинской депортации.

«Вместо того чтобы как нормальные люди принять участие в мероприятии, они (оппозиционеры.— “Ъ”) стали грубо нарушать регламент и вносить бардак — устроили альтернативную сцену, сменили повестку митинга, хулиганили»,— рассказал “Ъ” пожелавший остаться неназванным сотрудник республиканской администрации.

По словам чиновника, участники «альтернативного» митинга стали поднимать в своих выступлениях по призыву лидеров оппозиции территориальные вопросы: «Эти люди пытались траурную дату использовать в своих политических целях, что и стало причиной претензий к ним».

Иную версию случившегося 23 февраля на митинге рассказал “Ъ” присутствовавший на мероприятии известный адвокат и правозащитник Калой Ахильгов. По его словам, власти почему-то решили совместить мероприятие по поводу годовщины депортации и Дня защитника Отечества. «Поставили рядам два стенда — с траурными и праздничными сюжетами, да еще и музыку бравурную включили»,— рассказал господин Ахильгов. Также, по его словам, организаторы митинга, на котором выступили глава республики Юнус-Бек Евкуров и еще несколько официальных лиц, не давали выступить оппозиционерам, хотя того требовали участники акции.

Тогда активисты выключили праздничную музыку, перерезав провода к динамикам, после чего с импровизированной сцены перед собравшимися начали выступать лидеры оппозиции.

«Да, говоря о депортации, они упоминали и про Пригородный район, куда до сих не могут вернуться ингушские беженцы, и это им теперь вменяют в вину»,— резюмировал адвокат.

Господин Ахильгов уверен, что вызов в полицию ингушских активистов связан с их оппозиционной деятельностью. «Они участвовали в санкционированном мероприятии и ничего экстремистского себе не позволили, а про то, о чем можно говорить или нет, в соответствующей статье Уголовного кодекса ничего не сказано»,— отметил адвокат. По его мнению, оппозиционеров власти решили предостеречь от активной общественной деятельности: «Конечно, это вызов — сигнал всем остальным, кто попытается перечить или спорить с властью».

Стоить напомнить, что господа Ужахов, Чемурзиев, Барахоев и Погоров возглавляли прошедшие в прошлом году в Ингушетии массовые протестные акции по поводу подписания соглашения с Чечней об установлении административной границы между двумя субъектами. Противники договора сочли его несправедливым. Противостояние дошло до Конституционного суда РФ, который поддержал позицию главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, признав закон о границе с Чечней соответствующим конституции страны

Источник “Ъ” в ингушской администрации “Ъ” эту версию опровергли, заявив, что речь идет о нарушении закона митингующими. «Никакой политики тут нет»,— заверил чиновник.

Муса Мурадов

Вся лента