В торговых сетях обновились банки
POS-кредитование растет за счет новых игроков
Кредитование на приобретение товаров в торговых сетях (POS-кредитование) показало рост существенно ниже розничного кредитования в целом. Большинство давно работающих в POS-сегменте банков сместили приоритеты в пользу более надежных видов кредитования. Однако новички в этом сегменте делают ставку на расширение с помощью торговых сетей клиентской базы.
По данным аналитического агентства Frank RG, по итогам 12 месяцев (с января 2018 года по январь 2019 года) объем выданных POS-кредитов по системе в целом составил 273 млрд руб., прибавив 8,8%. В то время как за 2018 год, по данным ЦБ, розничный портфель всех банков вырос на 22,4%. Однако ряд игроков росли в десятки раз быстрее рынка, в основном новички. Так, лидером по приросту стал Тинькофф-банк (активно развивает этот сегмент с июля 2017 года), увеличивший свой портфель в 3,5 раза — до 12,5 млрд руб. Второе место занял Кредит Европа Банк, нарастивший портфель до 15,9 млрд руб. (в 2,5 раза), третье — банк «Восточный» (объем портфеля 10,8 млрд руб., рост 77%). МТС-банк, планомерно наращивающий портфель с января 2016 года, стал четвертым по приросту — почти на 63%, до 18,4 млрд руб. Почта-банк, вышедший на рынок товаров в кредит также с начала 2016 года, прибавил более 43% — до 38,3 млрд руб., заняв пятую строчку по приросту. При этом Почта-банк по итогам января 2019 года занял второе место по объему портфеля POS-кредитов, сместив с него ОТП-банк.
Банки, стоявшие у истоков POS-кредитования, за 12 месяцев, напротив, сократили портфель.
Первое место на рынке по-прежнему занимает ХКФ-банк, однако за отчетный период его портфель снизился на 11%, до 56,6 млрд руб. У «Русского стандарта» снижение составило 5% — до 12,7 млрд руб., у «Ренессанс Кредита» — 1,45%, до 28 млрд руб. «POS-канал по-прежнему остается эффективным каналом аквизиции новых клиентов,— сообщили в ХКФ-банке.— В прошлом году мы отказались от недоходных объемов бизнеса». В «Русском стандарте» заявили, что «POS-кредитование является низкомаржинальным, и основное внимание мы уделяем качественному росту портфеля». По словам директора департамента продаж целевых кредитов «Ренессанс Кредита» Сергея Васильева, банк активно использовал возможности рынка в предыдущие периоды и демонстрировал высокую динамику роста. «Сейчас мы в первую очередь сосредоточены на качестве и доходности нашего портфеля в этом сегменте»,— отметил он. По словам заместителя председателя правления ОТП-банка Александра Васильева, банк будет развиваться как в традиционных, так и новых сегментах, расширяя партнерскую сеть и наращивая объемы онлайн-кредитования.
Те же, кто на рынке сравнительно недавно, отдают POS- кредитам приоритет как мощному каналу привлечения новых клиентов.
По словам директора департамента POS-кредитования банка «Восточный» Валентина Федчина, кредитование в торговых сетях — одно из приоритетных направлений, поскольку POS-направление традиционно является основным поставщиком новых клиентов для банка. «Банк наращивал выдачи кредитов в точках продаж быстрее рынка с целью увеличения клиентской базы для последующих кросс-продаж других видов кредитов»,— отмечает директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс-банка Александр Воронин. Тинькофф-банк развивает POS-кредитование как один из каналов привлечения клиентов в банковскую экосистему. «В 2019 году МТС-банк продолжит наращивать базу партнеров для дальнейшего роста POS-бизнеса, предлагая участникам рынка современные технологии оформления кредита»,— отмечает начальник отдела POS-кредитования МТС-банка Елена Какичева. Основная причина роста — это расширение продающей базы, поясняют в Почта-банке. «Количество активных торговых точек в январе 2019 года выросло на 53% к аналогичному периоду прошлого года. Онлайн-продажи кредитов банка выросли более чем на 200%,— пояснили там.— В 2018 году банк принял решение развивать кредитование в сегменте быстровозводимого домостроения, а также в конце года стал развивать кредитование в ювелирном сегменте».
Новички готовы предложить клиентам более низкую ставку либо заходить в сети на менее выгодных условиях, на которых не готовы работать старожилы рынка. «Таким образом, стоимость привлечения клиентов у них выше, а маржа меньше,— говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.— При этом у активно развивающихся игроков есть риск привлечь не самых качественных клиентов».
Эксперты подтвердили опасения ЦБ о перекредитованности малоимущих граждан
Аналитики Высшей школы экономики (ВШЭ) провели подробное исследование проблемы перекредитованности российских домохозяйств — в последнее время она привлекает все больше внимания экономистов и ЦБ. Хотя макроэкономических рисков проблема не несет, для более 40% заемщиков из низкодоходной и среднедоходной групп граждан она стоит крайне остро. Среди регионов самыми перекредитованными оказались Приволжский, Южный и Сибирский федеральные округа.