ФАС сочла тарифы ЛУКОЙЛа на Варандее завышенными
Служба встала на сторону «Роснефти» в споре компаний
ФАС предсказуемо вынесла решение о том, что ЛУКОЙЛ злоупотребил доминирующим положением в собственном нефтяном терминале Варандей на Баренцевом море. Даже раньше, чем служба, о решении сообщила «Роснефть», которая добивается от ЛУКОЙЛа снижения тарифов на перевалку на Варандее. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов уже говорил, что компания будет судиться с ФАС в случае вынесения решения не в ее пользу.
ФАС по жалобе «Роснефти» признала ЛУКОЙЛ виновным в злоупотреблении доминирующим положением в порту Варандей на Баренцевом море. Через этот терминал ЛУКОЙЛ переваливает собственную нефть, добытую в Ненецком автономном округе, а также нефть совместного с «Роснефтью» предприятия «Башнефть-Полюс», добываемую на месторождениях имени Требса и имени Титова. «Роснефть» с момента покупки «Башнефти» осенью 2016 года выражала недовольство высокими тарифами на перевалку нефти для «Башнефть-Полюса». В ФАС пока не дали дополнительных комментариев.
В «Роснефти» заявили, что «удовлетворены решением Федеральной антимонопольной службы, признавшей факт злоупотребления обществом группы ЛУКОЙЛ своим доминирующим положением в порту Варандей».
«Наши аргументы были услышаны. ФАС констатировала, что общество группы ЛУКОЙЛ установило и в течение нескольких лет поддерживало монопольно высокую, экономически необоснованную цену на услугу по перевалке нефти в порту Варандей, многократно превышающую среднерыночные показатели»,— заявил “Ъ” представитель компании.
«При этом важно заметить, что ЛУКОЙЛ полностью окупил свои вложения в строительство арктического терминала в Варандее, однако продолжает извлекать сверхприбыль из своего монопольного положения за счет ущемления интересов потребителей, в первую очередь ООО ''Башнефть-Полюс''»,— добавил он.
Собеседники “Ъ” на рынке ожидали, что решение ФАС будет в пользу «Роснефти». Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов 12 марта говорил, что даже негативное решение «не смертельно для компании, но это прецедент для всего российского рынка: частное имущество подпадает под регулирование антимонопольного законодательства». Он отмечал, что, если ФАС примет решение не в пользу ЛУКОЙЛа, компания будет судиться с регулятором.
Господин Алекперов подчеркивал, что уровень тарифов Варандея связан с объемом перевалки сырья (при малых объемах тариф растет) и что ЛУКОЙЛ предлагал «Роснефти» разные варианты транспортировки ее нефти.
«Мы предлагали отдавать им нефть на узле учета Уса ''Транснефти'', замещать нашу нефть нефтью Требса и Титова. Предложения были разные, например привязать формулу цены перевалки к объему производства на Требса и Титова, как это делается во всем мире, но их это тоже не устроило»,— уточнял он (цитата по ТАСС).
В пресс-службе ЛУКОЙЛа заявили, что «организации группы ''ЛУКОЙЛ'' не получали официальных документов от антимонопольного ведомства о решении по Варандею». «По имеющейся у нас информации, производство по данному делу носило закрытый характер, поэтому его итоги не подлежат разглашению. В случае принятия ФАС России официального решения, будут рассмотрены варианты дальнейших действий по защите прав и законных интересов группы ''ЛУКОЙЛ'' в рамках действующего законодательства»,— говорится в сообщении пресс-службы.
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов о планах по покупке активов и отношениях с «Роснефтью»
По сути, единственная оставшаяся крупная частная нефтекомпания России — ЛУКОЙЛ — в 2017 году удивила рынок сообщениями о возможной продаже активов. Что именно она может продать, а что купить для пополнения запасов, а также об отношениях с государственной «Роснефтью» в интервью “Ъ” рассказал глава и основной владелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.