Троллейбусы споткнулись о налоги
В отношении генерального директора ЗАО «Тролза» возбуждено уголовное дело
Гендиректор энгельсского ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий задержан по подозрению в даче взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291). По версии следствия, он и один из его подчиненных передали сотруднику налоговой инспекции 2 млн руб. за внесение в акт налоговой проверки заведомо ложных сведений — сокращения суммы налоговой задолженности более чем в два раза. Преступление якобы было совершено в 2015 году. В декабре 2018 года троллейбусному заводу предписывали прекратить сбыт продукции в связи с ее несоответствием требованиям Росстандарта, в январе и феврале этого года производство приостанавливалось.
В Энгельсе Саратовской области задержан генеральный директор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. Как рассказал “Ъ” источник в силовых структурах, спецоперация по задержанию господина Котвицкого прошла 13 марта, в ней участвовали сотрудники регионального УФСБ и СУ СКР по Саратовской области.
В пресс-службе СУ СКР подтвердили, что уголовное дело возбуждено отделом по расследованию особо важных дел в отношении сотрудника налоговой инспекции и двоих жителей Саратовской области. Инспектору вменяется получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), гендиректору завода и одному из сотрудников предприятия — ч. 5 ст. 291 (дача взятки группой лиц в особо крупном размере).
Следствие полагает, что преступление было совершено после того, как в 2015 году налоговый инспектор выявила факт неуплаты налогов на сумму более 90 млн руб. По информации следственного управления, инспектор через посредников предложила руководству предприятия передать ей 2 млн руб. за внесение в акт налоговой проверки ложных сведений — сократить размер долга по налогам с 90 млн до 40 млн руб.
Господин Котвицкий и начальник одного из подразделений завода, имя которого не называется, согласились на эти условия, сообщают следственные органы. С октября 2015 года по январь 2016 года менеджеры через посредников, которые за свои услуги получили 1 млн руб., передали налоговому инспектору оговоренную сумму. Каким образом следствие выявило преступление спустя три года после события, в СК не сооющают.
Мера пресечения должностным лицам «Тролзы» пока не избрана, инспектор находится в розыске. Признает ли господин Котвицкий вину, пока не известно, обвинение ему не предъявлено. На предприятии прокомментировать задержание гендиректора отказались.
ЗАО «Тролза» — крупнейший производитель троллейбусов в России (он выпускает более 70% троллейбусов в стране). В последнее время завод испытывает финансовые трудности. В январе этого года предприятие приостанавливало работу из-за отсутствия заказов, а большая часть сотрудников была отправлена в вынужденные отпуска. По официальным данным, причиной сложной экономической ситуации послужила нехватка оборотных средств. Ранее на предприятии эти меры объясняли «традиционной» недозагрузкой в начале года, связанной с особенностями контрактования и оплаты за поставленную продукцию. Однако «особый режим» сохранился не только в январе, но и в феврале. В министерстве промышленности и энергетики Саратовской области в начале марта “Ъ” заверили, что «производственная деятельность возобновляется, предприятие переходит на работу в штатном режиме».
В правительстве региона уточнили, что причиной сложной финансовоэкономической ситуации на предприятии стало снижение спроса муниципалитетов на троллейбусы. При этом, по официальной информации, работа по привлечению потенциальных заказчиков «ведется постоянно».
Председатель общественного совета при региональном минпромэнерго Сергей Лисовский удивлен тому, что к предприятию внезапно возникло пристальное внимание.
«У меня к правоохранительным органам возникает один вопрос: противоправное деяние якобы было совершено в 2015 году — а почему уголовное дело было возбуждено только сейчас? До этого четыре года что делали? На предприятии приостанавливалось производство, претензии Росстандарта, теперь вот задержание руководителя — все это наводит на подозрения, что заводом кто-то заинтересовался. Беда, как говорится, не приходит одна. Но я по-прежнему уверен, что власти должны сделать все для сохранения этого предприятия»,— считает господин Лисовский.