УФАС приходит во время еды
ЕЦМЗ подозревают в сговоре с поставщиками продуктов питания
Нижегородское УФАС рассматривает антимонопольное дело о картельном сговоре МП «Единый центр муниципального заказа» (ЕЦМЗ) с семью контрагентами на поставках продуктов питания в городские школы и детсады. Регулятор считает неконкурентными договоры ЕЦМЗ на 8 млрд руб., заключенные с единственными поставщиками в обход процедуры торгов. С выводами антимонопольщиков согласны не все ответчики, хотя некоторые компании начали сотрудничать с УФАС. Одновременно уголовное дело о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности со стороны ЕЦМЗ ведет Следственный комитет.
В Нижегородском УФАС продолжилось рассмотрение антимонопольного дела о картельном сговоре МП ЕЦМЗ с семью коммерческими фирмами, возбужденного по ч. 4 ст. 11 закона о защите конкуренции. Разбирательство касается поставок с 2015 года продуктов питания в школы и детские сады Нижнего Новгорода: в общей сложности было заключено контрактов на 8 млрд руб. по закупкам у единственного поставщика. Как сообщила председатель комиссии УФАС Наталья Патокина, прежнее руководство ЕЦМЗ выбирало поставщиков и ежегодно продлевало договоры о поставке продуктов питания, подписывая дополнительные соглашения. В ряде случаев большая закупка дробилась на десятки более мелких с ценой до 100 тыс. руб., что также позволяло обходить требование проведения торгов, рассказала госпожа Патокина.
По словам представителей ЕЦМЗ, решение о закупках для социальных и образовательных учреждений по уставу муниципального предприятия принимал лично его директор. При этом в уставе МП нет четкого понятия о способе закупки, а контракты подписываются исходя из потребности в тех или иных товарах. Критерии потребности по контрактам прошлых лет выяснить не удалось: прежний руководитель ЕЦМЗ Михаил Якимчев уволился в 2016 году. «Объяснить, почему он единолично принимал решения о закупках, не представляется возможным», — сообщил на заседании представитель муниципального предприятия.
При этом в ЕЦМЗ, по его словам, не располагают какой-либо информацией о срочности контрактов, а контрагенты говорят, что продукция шла на склады ЕЦМЗ. Например, представитель ЗАО «Молоко», с которым ЕЦМЗ в один день заключил 44 контракта на поставку разной молочной продукции, сообщил, что с таким предложением к нему вышел сам заказчик. «Законом не запрещено подписывать 44 договора стоимостью до 100 тыс. руб. в один день», — считают в ЗАО «Молоко». В ЕЦМЗ указывают, что по закону при таких закупках они не обязаны обосновывать выбор поставщика и в данном случае никаких нарушений нет.
Напомним, антимонопольное разбирательство в отношении ЕЦМЗ, много лет монопольно кормящего школы и детсады Нижнего Новгорода, после того, как администрация города в прошлом году определила по конкурсу организатора питания. Победителем этого конкурса оказался все тот же ЕЦМЗ. Антимонопольщики предписали отменить итоги торгов, посчитав, что условия отбора были заточены под муниципальное предприятие и необходимо провести новый конкурс. Пока это решение городская администрация оспаривает в суде, ЕЦМЗ продолжает закупать продукты у единственных поставщиков, заключая с ними контракты на сотни миллионов рублей. Противостояние регулятора и мэрии вылилось в жалобы прокурору, публичные упреки в срыве поставок школьного питания и практически открытое противодействие двух органов власти друг другу. При проверке ФАС сотрудники ЕЦМЗ, по словам антимонопольщиков, обесточивали сервер с данными о закупках, сотрудники центра, в свою очередь, заявляли, что сервер им испортили проверяющие.
Отметим, что параллельно в УФАС рассматривают еще одно антимонопольное дело в отношении ЕЦМЗ об ограничении конкуренции. Речь идет о многомиллионных закупках в 2018 году у единственных поставщиков. Проверяются контракты на поставки колбасы и рыбы с ООО «Лунское море» и ООО «Жупиков», которых ранее подозревали в картельном сговоре, но затем решили переквалифицировать на более мягкую статью. Руководитель УФАС Михаил Теодорович, впрочем, не исключает, что при наличии достаточных доказательств их могут снова заподозрить в картеле. Пока всю истребованную документацию по этим делам ЕЦМЗ предоставить не смог, сославшись на увольнение в январе сотрудников, занимавшихся этими закупками. Если документы не предоставят в течение недели, муниципальное предприятие могут оштрафовать. Часть материалов о закупках ЕЦМЗ антимонопольная служба получила от областного управления Следственного комитета, возбудившего уголовное дело о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ).
Пока регулятор и следователи разбираются в закупках, муниципальное предприятие продолжает покупать продукты питания без торгов, публично объясняя это более короткими сроками поставок для бесперебойного снабжения школ. Рассмотрение антимонопольных дел в отношении ЕЦМЗ продолжится 19 марта.