Расследование убийства топ-менеджера ОДК-УМПО не продвинулось
Адвокаты Сергея Евстафьева считают, что расследование дела волокитится
Адвокаты коммерческого директора ОДК-УМПО Сергея Евстафьева, арестованного летом прошлого года по подозрению в заказе убийства его заместителя, Юрия Яшина, заявили журналистам, что расследование этого уголовного дела волокитится. Почти восемь месяцев нахождения подозреваемого под арестом его не допрашивали, материалы защиты, которые могли помочь расследованию, игнорируются, по делу сменилось несколько следователей, что не способствует проведению качественных следственных действий, заявил вчера на брифинге, организованном «Коммерсантъ-Башкортостан», адвокат Сергея Естафьева Алексей Зеликман.
«Ситуация беспрецедентная, нарушения вопиющие,— отметил защитник.— В результате может пострадать невиновный человек».
Как сообщал “Ъ-Уфа”, следствие считает, что Сергей Евстафьев из-за личной неприязни заказал убийство своего подчиненного предпринимателю Федору Токареву. 20 июля 2018 года тот, наняв еще троих сотрудников автомойки, напал на Юрия Яшина на парковке его дома. Жертва была жестоко избита, топ-менеджера связали строительными ремнями, а затем посадили в машину и вывезли к реке Белой, где задушили и выбросили тело. Сергей Евстафьев был задержан по подозрению в организации этого нападения на основании свидетельских показаний Федора Токарева. По мнению защиты, эти показания ложные: исполнитель убийства либо пытается имитировать сотрудничество со следствием, выдавая разбойное нападение за заказное убийство, либо скрывает истинного заказчика, отметил Алексей Зеликман.
Защита обращает внимание следствия на противоречивость фигуры свидетеля, на показаниях которого построено обвинение. Ранее судимый за угон автомобиля, не имеющий постоянного дохода и занятия Федор Токарев находился в близких отношениях с дочерью другого заместителя Сергея Евстафьева — Николая Ахмаметьева и выезжал «на дело» на ее внедорожнике. Семья Ахмаметьевых при этом, по данным адвокатов, знала Токарева под другим именем, «Артем», свое настоящее имя он скрывал и заявлял, что работает якобы в республиканском УФСБ, что в ходе следствия не подтвердилось. Следствие игнорирует очевидные факты, считает защита: Сергей Евстафьев не был знаком с Федором Токаревым, никогда с ним не встречался, хотя на его знакомстве с сожителем дочери, «сотрудником УФСБ», зачем-то несколько раз настаивал Николай Ахмаметьев.
То есть, отметил Алексей Зеликман, если придерживаться версии следствия, коммерческий директор ОДК-УМПО, зная со слов своего зама Ахмаметьева, что Федор Токарев работает в УФСБ, решил заказать убийство подчиненного сотруднику спецслужбы. «Как такое возможно?» — недоумевает защита.
Обстоятельства, связанные с фигурой Николая Ахмаметьева, как следовало из рассказа адвокатов, следствием недооценены. Год назад, например, его действия спровоцировали конфликт между Сергеем Евстафьевым с Юрием Яшиным. Николай Ахмаметьев показал коммерческому директору электронную копию заявления в УФСБ, которую якобы написал на Сергея Евстафьева Юрий Яшин. В копии стояла печать и подпись, но это не были печать и подпись УФСБ, отметила защита. В действительности «письмо было подметным», но когда это выяснилось, конфликт между коммерческим директором и его замом был исчерпан, восстановились «хорошие, товарищеские отношения», сказал господин Зеликман. Авторы письма установлены не были.
О том, что такое письмо ему показывал Николай Ахмаметьев, следствию сообщил сам Сергей Евстафьев, отметил защитник. А теперь следствие рассматривает этот факт как мотив заказного убийства на почве конфликта.
Адвокат Роман Петров заявил, что права его подзащитного нарушаются. Несмотря на кардиозаболевание он не имеет возможности получить медицинскую помощь, ему отказывают в свидании с родственниками. В ходе расследования Сергей Евстафьев был переведен из СИЗО Уфы в следственный изолятор Бирска, что затрудняет его защиту, отметили адвокаты. Кроме того, странностью защитники считают тот факт, что два месяца назад в уголовном деле появился некий тайный свидетель. У адвокатов есть опасения, что, не имея другой доказательной базы для версии заказного убийства, следствие пойдет на «произвол»: проверить достоверность показаний тайных свидетелей практически невозможно.
Несмотря на то, что в стране заработал «пакет Яровой», следствие до сих пор не истребовало материалы телефонных разговоров подозреваемых, а ведь эти данные хранятся всего полгода, отметил Алексей Зеликман. По его словам, также игнорируются материалы, которые могли бы помочь расследованию, предоставленные защитой.
За восемь месяцев расследование не продвинулось, по прошествии времени установить истину в деле станет сложнее: свидетели не смогут вспомнить события, предшествовавшие совершению нападения, уверены представители Сергея Евстафьева. Жалобы на волокиту и другие нарушения следователей направлялись в Генпрокуратуру.
Пока единственный допрос, который был проведен с главным подозреваемым по делу, по словам адвокатов, касался готовности Сергея Евстафьева пройти проверку на полиграфе. Защита хотя и не возражает против такой проверки, но отмечает, что на практике результаты такого исследования оказываются ошибочными, а порой бывают умышленно фальсифицированы.
В СУ СКР расследование уголовного дела об убийстве Юрия Яшина не комментируют.
В понедельник Бирский районный суд должен рассмотреть ходатайство следователя о продлении ареста Сергея Евстафьева.