Музей Рублева может перейти в церковную собственность

Почему вокруг культурного учреждения разгорается спор

Русская православная церковь захотела получить Музей им. Андрея Рублева в Москве, но его руководство против. Патриарх Кирилл попросил Росимущество передать РПЦ объект, известный как Спасо-Андроников монастырь, сообщает РБК. Это здания XIV века. На территории комплекса на берегу Яузы находится старейший храм столицы, а также Музей древнерусской культуры и искусства.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Директор Музея древнерусской культуры и искусства Михаил Миндлин не поддерживает передачу зданий РПЦ. По его мнению, учреждение культуры из-за этого просто придется закрыть: «Сегодня передача всех зданий и сооружений церкви невозможна, потому что тогда музей надо будет просто выкинуть на улицу. Других зданий и помещений для размещения его собрания нет. Кроме того, музей здесь не просто так создавался в 1947 году. Для нас это сакральное место. Помимо этого, музей выполняет государственную функцию воспитания молодежи, студентов, всех социальных слоев общества с точки зрения христианской культуры и основ российской культуры. Мы привлекаем внимание самого широкого сообщества именно к православной русской культуре через художественные памятники».

В РПЦ, в свою очередь, уточнили, что речи о том, чтобы помешать работе Музея Рублева не идет. При этом пресс-секретарь патриарха Александр Волков заявил «Коммерсантъ FM», что Спасо-Андроников монастырь исторически был собственностью церкви и должен вернуться к ней по закону.

Протоиерей, член общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии Всеволод Чаплин с ним согласен. Церковь имеет полное право на эту обитель, а к руководству Музея Рублева есть вопросы, добавил священник: «Это достаточно древняя обитель, там всегда была монашеская община.

То, что в здании сейчас находится музей, — это просто пережиток советской эпохи, когда государство отделилось от церкви и должно было отделиться и от ее имущества.

Ведь государство у нас является светским, религиозное имущество ему, в общем, не за чем. Надеюсь при этом, что останется и музей, в котором хранятся многие памятники нашей иконописи. Но его работа, наверное, должна быть перестроена. Много существует споров относительно того, как используется один из храмов, который расположен в этом музее, — там часто проводятся развлекательные мероприятия. Настало время все-таки делать в этом монастыре монастырь».

Ранее РПЦ заявляла права на Исаакиевский собор в Петербурге. Возглавлявший тогда город губернатор Георгий Полтавченко согласился отдать объект церкви, но этим оказались недовольны горожане, и в итоге процесс передачи затянулся.

То же самое может быть и в случае со Спасо-Андрониковым монастырем, считает руководитель Центра по изучению религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин: «Возмущение представителей музейного сообщества связано с некоторыми опасениями по поводу прихода нового церковного начальства. Но в значительной степени эти страхи преувеличены, есть целый ряд случаев успешного сотрудничества и диалога церкви и музеев, которые располагались в монастырях и других каких-то церковных зданиях. Самые яркие из них — это Троице-Сергиева Лавра, Ипатьевский монастырь в Костроме. Учитывая, что есть активисты, которые резко против, ситуация наверняка будет конфликтной, как это ни печально».

Спор о передаче Спасо-Андроникова монастыря РПЦ прокомментировали и в Минкультуры. Там заявили, что это сложный вопрос и рекомендовали вынести его на обсуждение комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом. Тем временем, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский заявил, что необходимо корректировать закон о передаче имущества религиозным организациям.

Владимир Расулов

Как претензии церкви угрожают культурному наследию Русского севера

Русская православная церковь (РПЦ) в 2018 году попросила Росимущество передать ей в пользование часть зданий Кирилло-Белозерского монастыря и памятник ЮНЕСКО Ферапонтов монастырь. Сейчас там расположен музей. Пока ведомство отказало РПЦ: та подала неполный комплект документов. Однако церковь намерена дополнить их. Парадокс в том, что до революции эти обители оказались в запустении, а главное сокровище Ферапонтова — фрески Дионисия сохранились только благодаря бедности приходов. Передача зданий угрожает их сохранности, в музее и Министерстве культуры выступают против этого. Корреспондент “Ъ” Андрей Перцев разбирался, что происходит вокруг монастырей.

Читать далее

Вся лента