«В позиции Москвы читается похолодание к союзнику»
Дмитрий Дризе — об отношениях России и Белоруссии
Россия и Белоруссия вновь ссорятся: на этот раз причиной обострения стало интервью российского посла в республике Михаила Бабича. Он, в частности, опроверг утверждения о том, что Кремль предлагал Минску войти в состав России, и о том, что Кремль настаивает на единой валюте двух стран. Белорусский МИД в ответ назвал Бабича «подающим надежду бухгалтером». На Смоленской площади, в свою очередь, пристыдили белорусских коллег. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что Кремль мягко поставил Лукашенко на место.
После короткого затишья российско-белорусские отношения вновь заискрили: на этот раз поводом для обострения стало интервью посла России в Белоруссии РИА «Новости». Михаил Бабич говорил о текущих отношениях двух стран, в частности, он озвучил пассаж о том, что никто включать Белоруссию в состав РФ не собирается, тем более такое объединение Минску никто не предлагал. Кроме того, по словам посла, Москва не нуждается в какой-то дополнительной военной базе на белорусской территории, и, наконец, российская сторона будет только рада, если ее ближайший союзник найдет для своих НПЗ где-нибудь в мире дешевую нефть, ведь тогда отпадет вопрос о компенсации за налоговый маневр. И так обо всем, с прохладной интонацией, в том числе и о единой валюте: не хотите — как хотите, нам не очень и надо. Скидку за газ хотите? Можно, правда, только надо посмотреть концепцию общего газового рынка. Это в переводе означает — никакой скидки.
Еще нелишне добавить, что господин Бабич встречался на днях с белорусской оппозицией, чтобы, выражаясь языком дипломатов, снять настороженность относительно будущего союза России и Белоруссии. Проще говоря, он их успокоил и заверил в том, что никто братскую республику присоединять или поглощать не собирается.
В Минске все это, конечно же, не понравилось.
И вот пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз выступил с резким заявлением, в котором назвал Михаила Бабича «подающим надежды бухгалтером», который не понимает, что работает в независимом государстве, а само его выступление именовал «менторским». Российский МИД, в свою очередь, отметил, что не подобает подобным образом разговаривать с дипломатами. А сам господин Бабич назвал господина Глаза «рядовым клерком», добавил, что ему самому важно работать на благо народов, а болтовня и пена сойдут. Тем не менее, ряд совместных российско-белорусских мероприятий пришлось отменить.
Главное здесь в том, что, видимо, Владимир Путин и Александр Лукашенко в Сочи ни о чем значимом так и не договорились. Непонятно также, работает ли комиссия по сближению позиций или нет. С высокой долей вероятности, никакой компенсации за налоговый маневр Александр Лукашенко скорее всего не получит, равно как и скидку на газ.
В позиции Москвы читается похолодание к союзнику, никто никого не критикует и открыто не ругает, но сигнал прослеживается более чем понятный — без вас прекрасно проживем.
Судя по всему, в Кремле не забыли ни жесткой риторики Лукашенко, ни его пассы в отношении Запада, ни слова о великом американском дружественном народе. Вот такой Александр Лукашенко получил ответ: нашалил — отвечай, не любишь нас — мы не навязываемся. Надо сказать, что Лукашенко в сложном положении: он же собрался опять избираться на пост главы государства, а денег не так много. Вот и Запад не торопится прижимать к груди, а Москва, как видно, охладела. Белорусский социализм без внешней подпитки работать не может. Перед глазами пример Венесуэлы.
Что делать не совсем понятно, не у Китая же просить. Тем более, и там не будут поддерживать просто так, — такое взамен попросят, что Минск в сторону России опять развернется. Видимо, на это и расчет.