Строительство завода на Байкале поставили на паузу
Угрожает ли проект экологии озера
Китайский завод может нанести ущерб озеру Байкал: предприятие по розливу воды на берегу озера еще не достроено, но против него уже выступила общественность. Ситуация дошла до главы российского правительства — Дмитрий Медведев поручил проверить проект на соответствие экологическим стандартам. Иркутский суд, в свою очередь, вынес решение о приостановке проекта. Что сейчас происходит в районе стройки на Байкале? И угрожает ли завод экологии озера? Выяснял Николай Долгополов.
Строительство завода, которое ведет компания «Аквасиб», началось в январе 2019 года, и спустя всего лишь пару месяцев вокруг стройки развернулись бурные дебаты. Активисты утверждают, что предприятие может нанести вред экосистеме Байкала, а тот факт, что завод принадлежит китайскому инвестору, усиливает накал страстей. Жители опасаются, что подходы к озеру перекроют, и выпуски местных новостей начинаются с тревожных сообщений. После того как известие о строительстве завода вызвало бурю негодования, губернатор Иркутской области Сергей Левченко распорядился провести дополнительную проверку на предмет законности возведения завода, несмотря на то, что все согласования у компании были.
Но местные экологи уверены, что предприятие нанесет непоправимый вред экологии. Так активист, кандидат биологических наук Виталий Рябцев, побывавший на стройке, рассказал, что работы велись всего в сотнях метров от берега: «Один из четырех корпусов построен процентов на 90.
Выкопана траншея для водовода от берега Байкала до завода, и прокладывается трубопровод в сам Байкал.
Примерно первые 200 м уже были подо льдом озеро. Еще несколько сотен метров собранных труб лежало на льду».
Предполагается, что предприятие будет забирать байкальскую воду на глубине 400 м, а объемы производства составят более 150 тыс. куб. м воды. Впрочем, это не угрожает Байкалу обмелением, уверен научный руководитель иркутского научного центра сибирского отделения РАН, академик Игорь Бычков: «Опасения существуют, но они связаны не с самим фактом забора воды, а именно со строительством этого завода именно в этом месте.
Объемы выкачки воды по сравнению с реальным состоянием дел на Байкале с точки зрения восстановления этого водного баланса ничтожны.
Никакие цифры не сравнятся с тем, что испаряется из Байкала или вытекает с Ангарой. Пока розлив воды на Байкале не достиг того масштаба, чтобы можно было говорить, что это нанесет какой-то урон экосистеме озера».
Между тем, в ситуацию вмешался глава правительства Дмитрий Медведев, который поручил проверить проект на соответствие экологическим нормам. Совет при президенте по развитию гражданского общества провел свою экспертизу и сделал вывод — расположение объекта на месте бывшего нефтехранилища в прибрежной зоне представляет опасность для окружающей среды. Кроме того, по словам председателя экологической ассоциации «Байкальское содружество» Екатерины Удеревской, к заводу есть много других вопросов, в том числе и по документам: «Как вообще мог попасть участок всемирного наследия в частные руки? Речь идет о более чем 10 Га. Кроме того, говорят о том, что рядом еще семь участков выделены в частную собственность, и вроде как уже рядом начинают строительство еще одного завода, уже корейского. Я считаю, прежде чем вообще начинать какое-то строительство, мы должны вначале понять, каким хотим видеть Байкал: или это будет озеро, берега которого будут сплошь утыканы заводами, сосущими из него воду; или это действительно гордость России».
Мнение общественности разделилось: одни говорят, что завод принесет доходы в бюджет и рабочие места. Другие не намерены разменивать экологию на деньги. Но больше всего, как сообщается, людей будоражит то, что завод принадлежит китайской компании. В связи с этим политологи предположили, что под завесой общественного недовольства идет борьба за выгодный актив, и вполне вероятно, что стройку запретят в пользу кого-либо из конкурентов китайской стороны.
Общий объем инвестиций в предприятие составляет около 1,5 млрд руб. Планируется, что первая очередь будет введена в эксплуатацию в декабре этого года, а на полную мощность завод выйдет в 2021 году. Планируется, что 20% продукции пойдет на российский рынок, а 80% на экспорт — в Китай, Южную Корею, Монголию и другие страны.