«Умный город» нуждается в бюджете
Аналитики ожидают снижения рынка
Объем российского рынка цифровых решений для «умного города» может перейти к снижению, прогнозирует iKS-Consulting. Частные инвестиции рынок практически не привлекает, и его фактически формирует Москва, на которую приходится 93% затрат на решения «умного города» в России. Но московский бюджет на это направление в ближайшие годы может сократиться.
Объем рынка технологических решений для «умного города» в России по итогам 2018 года увеличился на 8%, превысив 81 млрд руб., говорится в отчете агентства iKS-Consulting (есть у “Ъ”). При всем «потенциале и привлекательности» рынка он не только не показывает взрывного роста, но и может сократиться в ближайшие два года, предупреждают аналитики. По прогнозу iKS-Consulting, в следующем году объем рынка может составить лишь 77,1 млрд руб.
Практически весь российский рынок решений «умного города» представлен Москвой, следует из отчета: на столицу приходится 93% рынка, на Санкт-Петербург — 2%, на все остальные регионы — 5%. «Именно динамика бюджетов подпрограмм "Умной Москвы" и отраслевой цифровизации будет в среднесрочной перспективе определять динамику всего российского рынка»,— заключают аналитики.
Однако в московском бюджете на плановый период 2019–2020 годов на реализацию отдельных направлений в рамках концепции «умного города» предусматривается сокращение затрат. В этой ситуации подстегнуть рост рынка в России может лишь выделение средств из федерального бюджета на реализацию региональных программ «Цифровой экономики», отмечают в iKS-Consulting. Небольшое влияние на рынок может оказать также ведомственная программа Минстроя «Умный город». Еще к одной возможной точке роста аналитики относят модернизацию системы видеонаблюдения в Москве с применением технологии распознавания лиц.
Ведущая роль Москвы обусловлена зрелостью столичной инфраструктуры и финансовыми возможностями, говорят опрошенные “Ъ” эксперты и компании. В регионах ситуация иная, рассуждает директор по сетевым решениям Huawei Enterprise в России Денис Сереченко, но когда там будет создана необходимая инфраструктура, то и они начнут «умнеть». К наиболее перспективным сегментам в области «умного города» для регионов он относит свет, ЖКХ, управление трафиком, «безопасный город» и экомониторинг.
Гендиректор Национального исследовательского института технологий и связи Александр Минов среди драйверов развития «умного города», в том числе в регионах, также отмечает мероприятия, заложенные по программе «Цифровая экономика» и программе Минстроя «Умный город». На усилия Минстроя рассчитывают и в «Ростелекоме», который участвует в проектах цифровизации городского хозяйства в столице и регионах. «Недавно утвержденный министерством рекомендованный набор мероприятий по созданию "умных городов" предполагает создание определенного набора городских функций и сервисов. Выбраны пилотные города, где будут тестироваться новые технологии и решения»,— сообщили в «Ростелекоме».
Незаинтересованность частных инвесторов в участии в проектах «умного города» в «Ростелекоме» объясняют тем, что зачастую такие вложения не становятся высокодоходными. Более того, в ряде сфер внедрение решений в принципе не может считаться инвестицией, указывают в «Ростелекоме», например в сфере обеспечения общественной безопасности или в области социальной защиты. «Такие системы приносят социальные эффекты, важные для города и местных властей, являются некоммерческими по своей сути и реализуются за счет местных или региональных бюджетов»,— пояснили в пресс-службе компании. Денис Сереченко ожидает, что бизнес начнет вовлекаться в «умный город» более активно, как только в этой сфере «появится несколько успешных кейсов».
В департаменте информационных технологий Москвы не представили комментарий к моменту публикации.
Счетная палата нашла недостатки в «Цифровой экономике»
Национальная программа «Цифровая экономика» на данный момент является самой нескоординированной, заявила зампредседателя Счетной палаты Вера Чистова. «Цифровая экономика» — многоуровневый федеральный проект, но вместе с тем в отраслевых федеральных проектах (образование, здравоохранение и др.) также заложены существенные суммы. «70 млрд руб. предусмотрено на программное обеспечение в школах. Как это будет увязано с программой “Цифровая экономика”? Пока этой координации нет»,— цитирует слова госпожи Чистовой пресс-служба Счетной палаты. Она также усомнилась в том, что школы и медучреждения нуждаются в высокоскоростном интернете, отметив, что по результатам проверки доступности проводного интернета в медицинских учреждениях выяснилось, что не востребованы даже 10 Мбит/сек., тогда как Минкомсвязь считает, что скорость должна превышать этот уровень.