«Хочется говорить о том, что выглядит здорово»
Дмитрий Буткевич — о выставке мастеров «Лондонской школы»
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает, какие художники «Лондонской школы» представлены в Пушкинском музее и какие работы показались ему наиболее впечатляющими.
Итак, еще несколько слов о выставке в Пушкинском музее, названной организаторами «Френсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Начнем с того, что московская экспозиция является третьей в ряду подобных, которые в Лос-Анджелесе носили имя London Calling, а в самой галерее Тейт в прошлом году All Too Huma» — переводите сами, как вам будет угодно.
«Лондонская школа» — термин, придуманный 40 лет назад одним из организаторов выставки 1976 года «Человеческая глина», Роном Китаем, принимается далеко не всеми. Но не будем вступать в искусствоведческие споры, для нас важнее, что некоторые из этих художников показываются в Москве едва ли не впервые. В экспозицию вошли полотна участников «Глины»: Китай, Бэкон, Фрейд, Ауэрбах, Коссоф, Эндрюс. Куратор Эллен Криппа, которая, кстати, делала все три проекта — американский, британский и российский — присоединила к ним «близких по духу», по ее мнению, мастеров: Аглоу, Бомберга, Колдстрима и Регу. Здесь также возникают вопросы к устроителям. Например, зачем нужны две работы Паулы Регу, которая возникла на художественной сцене лишь в 1980-е, да и по качеству и духу творчества заметно отличается от коллег. Видимо, потому, что Регу — феминистка, без которых экспозиция выглядела бы слишком гендерно-ориентированной, а это сейчас не модно.
И все же хочется говорить не о том, что пошло не так, а том, что выглядит здорово. Для меня, например, откровением стали работы Леона Коссофа (родился в 1926 году) с их удивительно мощной поверхностью, словно выпирающей из границ холста. Очень хорош Франк Ауэрбах. Вообще, направление, которое тяготеет к нео-экспрессионизму, у британцев выглядит очень мощно. Френсис Бэкон ожидаемо впечатлил своими громадными полотнами с растекающимися человеческими фигурами. А вот Люсьен Фрейд, представленный ранними картинами 1960-70-х неожиданно показался салонным, даже слащавым живописцем: «Портрет женщины с котиком», тщательно выписанные листья пейзажа…
Очень разные мастера, писавшие в рамках фигуративного направления. И этим объединяющиеся.