Аптеки очистят от навязываемых лекарств
Как не переплачивать за равноценные препараты
Фармацевтов предложили наказывать за навязывание лекарств покупателям. Как пишет газета «Коммерсантъ», такое предложение Минпромторгу и Минздраву направила «Национальная фармацевтическая палата». По данным союза, аптеки навязывают покупателям конкретные препараты в 6 случаях из 10, а за это получают средства от производителей лекарств. «Национальная фармацевтическая палата» предложила отстранять провизора от работы на полгода за такие злоупотребления.
Игроки рынка считают, что оценка фармацевтической палаты сильно завышена. Доходы населения упали настолько, что большинству покупателей нет смысла предлагать дорогие лекарства, рассказала «Ъ FM» исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева: «Покажите мне, пожалуйста, бабушку, которая способна купить в нашей стране дорогостоящий лекарственный препарат. Я просто хотела бы ее увидеть.
Я имею в виду наше уважаемое пожилое население, которое, увы, недостаточно обеспечено, чтобы так свободно себе покупать лекарственные препараты.
Я представляю интересы более трети аптечных организаций Российской Федерации, у меня перед глазами другая цифра: наши пациенты более 40% лекарственных препаратов покупают по цене до 50 руб., средняя цена составляет 22 руб. О каком навязывании здесь может идти речь? Давайте мы реально посмотрим на нашу ситуацию».
Тем не менее провизоры все же могут предложить препарат подороже или дополнительное средство, и иногда делают это довольно настойчиво, рассказал москвич Андрей: «Я иногда пользуюсь средством инъекционным под названием “Диклофенак” — это обезболивающее. Не раз мне предлагали вместо него средство “Вольтарен”, мотивируя это тем, что там то же самое действующее вещество, он более эффективен и так далее, и тому подобное. Причем предлагали очень и очень настойчиво, неоднократно. Или вот еще был случай, когда я перед отпуском обратился в аптеку за средством “Имодиум”. Сотрудник аптеки тут же стала предлагать мне, чтобы в дополнение к нему я взял еще, по-моему, регидтратант под предлогом того, что это всегда идет в комплексе, это просто необходимо. К счастью, удалось как-то уйти из аптеки без лишних потерь».
Однако в большинстве случаев покупатели сами просят фармацевта порекомендовать нужный препарат, и по закону работник аптеки не может отказать. И в этом случае крайне сложно отделить рекомендацию от навязывания, рассказал «Ъ FM» гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк: «Маркетинговые контракты — это очень серьезные деньги для аптек. Точных цифр на рынке нет ни у кого. Но если бы аптеки не получали маркетинговые контракты, то мы сейчас бы не досчитались процентов 15-20 аптек на рынке. Зачастую они помогают аптекам выживать, потому что рынок лекарственных препаратов в прошлом году вырос всего лишь на 2,2%. В аптеке есть маркетинговые контракты и на БАДы, и на парафармацевтику, на лекарственные препараты. Существует несколько видов маркетинговых контрактов: присутствие на полке, рекомендация для выбора, первостепенная рекомендация. Первое, что подразумевает маркетинговый контракт между производителем и аптекой, это наличие данного препарата в этой аптеке, а никак не навязывание и первостепенная рекомендация. Здесь очень скользкая законодательная грань. Дело в том, что по закону провизор, фармацевты должны проводить консультацию тех пациентов, которые обратились в аптеку.
Сейчас все врачи выписывают лекарственные препараты по международному непатентованному названию. То есть не аспирин, а ацетилсалициловая кислота — то действующее вещество, которое есть в препарате.
Конечно же, если между аптекой и производителем есть маркетинговый контракт, в первую очередь могут назвать препарат, за который аптека получает бонусы. Но это не значит, что пациент обязан купить именно этот препарат, а не другой. Можно попросить препарат дешевле, можно попросить дороже. Здесь грань очень зыбкая: провизор рекомендует, что он обязан сделать по закону, а кто-то может сказать, что это он навязывает потому, что ему фармкомпания проплатила».
В начале года парламентская фракция «Единая Россия» решила ограничить размер бонусов, которые аптеки получают за продвижение лекарств. Игроки рынка предупреждают, что им придется повысить цены, если это случится.