В Черногории судят переворот
Россию присоединили к «Демократическому фронту»
В Черногории завершается громкий судебный процесс по обвинению в терроризме и попытке государственного переворота, который должен был произойти в день парламентских выборов, 16 октября 2016 года. Суд, который уже окрестили «процессом века», имеет важную российскую составляющую. Главными обвиняемыми названы два гражданина РФ, которых следствие считает сотрудниками ГРУ, и два лидера пророссийского оппозиционного «Демократического фронта». С подробностями из Подгорицы — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
«Процесс века» в Высшем суде Черногории длился более полутора лет. На минувшей неделе завершилась его ключевая часть, когда обвинение и защита представляли свои доказательства и опрашивали свидетелей. На этой неделе каждая из сторон выступит с заключительным словом, после чего суд вынесет приговор. По данным “Ъ” из кругов, близких к черногорским судебным инстанциям, решение совета, состоящего из трех судей, будет объявлено примерно через десять дней, а полностью вердикт в письменной форме — в течение месяца.
Главными обвиняемыми на процессе названы два гражданина РФ — Эдуард Широков и Владимир Попов, которых черногорская спецпрокуратура, ведущая дело, считает сотрудниками ГРУ. По ее версии, в 2016 году, находясь на территории Сербии, они сколотили и финансировали группу сербских граждан, которые должны были спровоцировать кровопролитие в Подгорице. В день парламентских выборов, 16 октября, группа готовилась захватить Скупщину (парламент) и ликвидировать тогдашнего премьера Мило Джукановича, а затем обеспечить приход к власти пророссийского «Демократического фронта» и сорвать предстоящее вступление Черногории в НАТО.
Ключевым свидетелем обвинения выступил сербский националист Саша Синджелич, который получил статус свидетеля, находящегося под госзащитой. Он был основным связующим звеном между россиянами и сербской группой, передавал ей полученные от Эдуарда Широкова деньги (более €200 тыс.), в том числе на покупку оружия и экипировку — форму черногорского спецназа, средства спецсвязи (шифротелефоны). Свидетель поведал суду о нескольких посещениях Москвы, где проходил проверку на полиграфе, а границу в Шереметьево пересекал «в сопровождении Эди», минуя паспортный контроль.
Показания главного свидетеля спецпрокуратура подкрепила на суде другими доказательствами. Значительная их часть была передана Черногории спецслужбами Сербии. Это записи телефонных переговоров Эдуарда Широкова с Синджеличем, когда сербский националист получал инструкции по организации путча, фотографии их тайных встреч в белградском парке Калемегдан, изъятое у заговорщиков спецоборудование. Власти Польши предоставили информацию, согласно которой прибывший в Белград гражданин РФ с паспортом на имя Эдуарда Широкова до 2014 года работал заместителем военного атташе в посольстве РФ в Варшаве, имел звание полковника, числился по документам Эдуардом Шишмаковым и был выслан из Польши по обвинению в шпионаже. Наконец, как признал в интервью Time нынешний черногорский премьер Душко Маркович, «службы ряда стран НАТО подтвердили информацию о подготовке путча двумя сотрудниками ГРУ». Близкий к черногорскому руководству источник “Ъ”, поясняя слова премьера, дал понять: важную помощь Черногории оказала Великобритания, в частности в расшифровке закодированных переговоров между заговорщиками. Они, по данным спецпрокуратуры, использовали десять шифротелефонов, три из которых оказались в руках следствия.
Тактика присутствовавших в зале суда обвиняемых и их адвокатов (двух граждан РФ судят заочно, так как Черногории не удалось добиться их выдачи) состояла в том, чтобы доказать: процесс этот политический, все дело сфабриковано и построено на сомнительных показаниях одного свидетеля. В последние дни «Демократический фронт» представил несколько аудио- и видеозаписей, на которых находящийся сейчас в Сербии Синджелич в интервью сербским СМИ или в частной беседе в ресторане меняет свои показания, утверждая, что на суде говорил под давлением.
Впрочем, местные юристы утверждают, что все эти записи для суда не имеют большого значения. «Заявления Синджелича никак не могут повлиять на решение суда,— пояснил “Ъ” известный черногорский адвокат Никола Мартинович.— Значение имеют только его показания в суде и то, как они подкреплены другими доказательствами».
Лидеры «Демфронта», находящиеся на скамье подсудимых, похоже, делают ставку и на проходящие сейчас в Черногории по субботам протесты. Формально их организаторами значится «группа гражданских активистов». Однако всю логистику, включая доставку людей на автобусах из других городов в Подгорицу, организует руководство «Демфронта», которое это и не отрицает. «Сегодня, когда завершается судебный процесс, они уповают на некое землетрясение, стихийное бедствие или революцию, которые бы разрушили всю государственную систему Черногории, и что в этой стихии будет уничтожен архив специальной прокуратуры и решены все их проблемы»,— заявил на днях в интервью Общественному телевидению Черногории президент страны Мило Джуканович.
Между тем черногорские правоохранители дают понять, что «процесс века» — только начало в распутывании клубка преступлений, связанных с выборами 2016 года. По словам спецпрокурора Миливое Катнича, накануне тех выборов «Демфронту» из-за рубежа поступило $15 млн в качестве нелегального финансирования. Сейчас правоохранители активно расследуют, каким образом многие лидеры «Демфронта» и их родственники в последние годы резко улучшили свое материальное положение, вернули долги, кредиты, выплатили ипотеку, а главное — почему многие из них меняли на евро доллары, вдруг в большом количестве оказавшиеся в Черногории. Однако это станет темой уже другого процесса.