Оюбу Титиеву выбрали режим
В «Мемориале» считают, что на смягчение приговора повлияла общественная кампания
Глава чеченского офиса «Мемориала» Оюб Титиев признан судом виновным в хранении наркотиков и приговорен к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. Адвокаты и коллеги правозащитника считают приговор незаконным и подлежащим отмене, но более мягким, чем можно было ожидать. Напомним, обвинение первоначально настаивало на колонии общего режима и штрафе в 100 тыс. руб., но судья заявила, что учла смягчающие обстоятельства. Комиссар Совета Европы Дуня Миятович заявила, что российские власти должны прекратить практику использования судов против правозащитников.
Судья Шалинского городского суда Чечни Мадина Зайнетдинова признала главу грозненского офиса правозащитного центра «Мемориал» 61-летнего Оюба Титиева виновным в хранении наркотиков в крупном размере (ч. 2 ст. 228 УК РФ). Ранее в ходе прений гособвинитель требовал вынести четыре года лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в 100 тыс. руб. Судья признала ряд смягчающих обстоятельств, в частности, то, что господин Титиев ранее не привлекался к уголовной ответственности и не имел цели сбыта наркотиков. Оглашение приговора заняло более девяти часов без перерыва. Адвокат правозащитника Петр Заикин сообщил, что ожидал более жесткого приговора. Будут ли они обжаловать решение, адвокаты определят позже. По словам господин Заикина, если приговор не будет отменен, то 10 мая у Оюба Титиева появится возможность ходатайствовать об условно-досрочном освобождении.
«Четыре года — это ужасно. Это неправосудный и, безусловно, незаконный приговор»,— пояснил “Ъ” руководитель программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориала» Олег Орлов. Он отметил, что судья текстом приговора «доказала абсолютно обвинительный уклон» судебного процесса: судья признала законными все доказательства стороны обвинения и поставила под сомнение заявления защиты об ошибках следствия, нестыковках и фальсификациях в материалах дела. Вместе с тем господин Орлов отметил, что правозащитнику назначили не колонию общего режима, а колонию-поселение, где предусмотрены более мягкие условия содержания: осужденные содержатся без охраны, не ограничено посещение родственниками, они даже могут жить с семьей. «Эта часть приговора — успех той общественной кампании, которая велась в защиту Оюба в России и за рубежом»,— подчеркнул господин Орлов. В защиту господина Титиева выступили более сотни российских общественных деятелей, а также представители международных институтов. Господин Титиев в период нахождения под стражей был награжден ежегодной совместной премией Франции и Германии «За права человека и верховенство закона», правозащитной премией Вацлава Гавела за вклад в защиту прав человека, а также премией Московской Хельсинкской группы за мужество, проявленное в защите прав человека.
Напомним, Оюб Титиев и его адвокаты утверждали на суде, что 9 января 2018 года правозащитник был задержан дважды. В его машине обнаружили сверток с 200 г марихуаны. Оюб Титиев заявлял, что наркотики ему подбросили, а процедуру досмотра и изъятия фальсифицировали. После задержания его доставили в Курчалоевский ОМВД, где правозащитник указал, что изъятие пакета из машины прошло без понятых. Тогда полицейские отправились вместе с ним обратно на трассу, где его машину досмотрели уже с понятыми, после чего снова привезли в ОМВД. По словам господина Титиева, в первый раз его остановили люди в зеленой форме со знаками ГБР. В полиции утверждают, что первой остановки, досмотра и доставления в отдел не было, не существует и сотрудников ГБР. Видеокамеры в отделе полиции оказались на ремонте, а видеокамеры в селениях, которые проезжал утром 9 января господин Титиев, были отключены.
В последнем слове Оюб Титиев заявил, что все свидетели, которые лжесвидетельствовали в суде, не могут быть мусульманами. Он также обратился к коллегам из европейских стран с просьбой «изыскать возможность применения к фигурантам этого дела, к тем, кто организовал и совершил это преступление, мер универсальной юрисдикции или других санкций».
«Осуждение Оюба Титиева является лишь последним примером враждебной и опасной обстановки, в которой правозащитники действуют в Чечне,— заявила комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович.— Это оказывает все более негативное влияние на ситуацию с правами человека. Я еще раз призываю власти Российской Федерации выполнить свои обязательства и сделать так, чтобы судебная система не использовалась для преследования правозащитников».