Boeing 737 MAX 8 пикирует на американских регуляторов
Федеральное управление авиации США упрекают в нарушении процесса сертификации нового лайнера
В США растет критика Федерального управления авиации США (FAA) в связи с процессом сертификации Boeing 737 MAX 8, который за последние полгода потерпел две аварии. По данным американских СМИ, в ходе испытаний FAA предоставила широкие полномочия по оценке безопасности самой компании Boeing, что вызывает вопросы об объективности проведения тестов. Более того, сообщается, что подобная практика использовалась при сертификации и других лайнеров, например Boeing 787 Dreamliner.
Американские регуляторы в области гражданской авиации (Federal Aviation Administration, FAA), ранее уже получившие немалую долю критики за промедление в приостановке эксплуатации Boeing 737 MAX 8 после крушения в Эфиопии, снова слышат нелицеприятные слова в свой адрес. На этот раз американские СМИ заявили, что в ходе тестов на безопасность и сертификации нового лайнера Boeing 737 MAX 8 инженеры FAA фактически переложили большую часть полномочий по оценке безопасности на инженеров корпорации Boeing. При этом еще в ходе первоначальных тестов были выявлены недостатки системы улучшения маневренных характеристик (Maneuvering Characteristics Augmentation System, MCAS), которая, судя по последним данным расследования, является одной из наиболее вероятных причин катастрофы в Эфиопии.
Какие ошибки возникают в системе контроля полета лайнера
Об этом сообщила газета The Seattle Times, базирующаяся в городе Сиэтле, где в свое время была основана корпорация Boeing и в окрестностях которого находится ее крупнейший завод. В свою очередь The Wall Street Journal сообщила, что Министерство транспорта выдало повестку на предоставление документов по меньшей мере одному лицу, отвечавшему за разработку Boeing 737 MAX 8.
Сообщения американских СМИ о возможных нарушениях в ходе сертификации Boeing 737 MAX 8, поступившему в эксплуатацию с 2017 года, уже привели к тому, что в понедельник вечером министерство транспорта Канады объявило о начале процедуры пересмотра своего допуска к полетам данного лайнера, которые было выдано канадцами по результатам сертификации FAA.
Также вчера вечером The Seattle Times сообщила, что полномочия по финальным оценкам безопасности FAA могла предоставлять не только в ходе сертификации Boeing 737 MAX 8, но и других самолетов американской корпорации. Сообщается, что тесты Boeing 787 Dreamliner также были перепоручены инженерам самой компании в 2013 году. Как известно, в 2013–2014 годах произошло несколько случаев перегрева батарей в этом самолете у нескольких авиакомпаний, что вызвало критику в адрес Boeing. По данным издания, еще в середине 1990-х FAA подвергалось критике за то, что оно позволило Boeing самой контролировать тесты на безопасность в ходе сертификации модели 777.
Острая критика в адрес Boeing после крушения в Эфиопии на прошлой неделе уже привела к снижению его акций на 12%. Некоторые аналитики уже предположили, что проблемы для инвесторов могут быть намного больше, чем кажется. «Я считаю нынешний новостной фон (в отношении Boeing.— “Ъ”) худшим чем когда-либо»,— заявил в интервью специализированному изданию Barron’s эксперт в области авиаиндустрии консалтинговой компании Teal Group Ричард Абулафья.
Россия присоединилась к бойкоту Boeing 737 MAX 8
На четвертый день после крушения Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии Росавиация запретила полеты данного типа самолетов в воздушном пространстве России. Ведомство решилось на ограничение полетов одного из самых покупаемых лайнеров в мире после того, как запрет ввели Китай, Евросоюз, США и Канада, а сам производитель рекомендовал авиационным властям США приостановить эксплуатацию. Источники “Ъ” в отрасли говорят, что в случае необходимости с доработкой софта самолета Boeing справится до конца года. На изменение конструктивных элементов самолета корпорации может понадобиться значительно больше времени.