Закупки возвращают к конкуренции
Казначейство предлагает упростить и усилить борьбу поставщиков за госзаказ
Перевод всех госзакупок в электронную форму в 2019 году дает возможность заняться развитием конкуренции в госзаказе — Федеральное казначейство предлагает совместить упрощение системы госзакупок, которое Минфин обсуждает в последний месяц, с привлечением в эту сферу большего количества юрлиц. В конечном итоге это позволит увеличить количество предложений поставок на одну закупку и снизить финальные цены.
По данным, которые представила вчера на коллегии Федерального казначейства (ФК) курирующая единую информсистему (ЕИС) и казначейский контроль в сфере закупок заместитель главы ведомства Анна Катамадзе, «цифровизация» этой сферы привела к росту активности в системе со 140 млн до 220 млн трансакций в сутки, а число ее активных пользователей выросло за 2018 год на 20%, до 2,4 млн. За год в системе заключено 3,6 млн контрактов по 44-ФЗ на 6,9 трлн руб. (из них 1,3 тыс. крупных на 2,1 трлн руб.) и 1,3 млн контрактов по 223-ФЗ на 17,1 трлн руб.(2,8 тыс. крупных на 10,8 трлн руб.) — совокупно в полтора раза больше объема бюджета РФ. При этом 61% из 15,1 млн проверок в системе уже был автоматическим.
Госрегулирование закупок ждет новая реформа — упростить его в феврале поручил ведомствам первый вице-премьер Антон Силуанов (“Ъ” писал об этом 13 марта). 18 марта на встрече с вице-премьерами статус этой работы повысил своим распоряжением глава правительства Дмитрий Медведев. В Казначействе, которое выступает оператором ЕИС, предлагают совместить эту работу с модернизацией системы. По словам госпожи Катамадзе, в первую очередь следует замкнуть периметр электронного документооборота в госзаказе — ввести единый план закупок, электронный акт исполнения контракта, запустить структурированный электронный контракт — и полностью автоматизировать учет контрактных, бюджетных и денежных обязательств в системе. Это, как и автоматизацию запроса цен через реестр участников закупок (что даст широкую базу для расчета начальной цены контрактов), Казначейство планирует сделать уже в 2019 году.
В перспективе же 2020–2022 годов ФК предстоит решить проблему клиринга между заказчиками, поставщиками, ЭТП и банками, ведущими спецсчета для обеспечения исполнения заявок, в многомерной системе, в которой сейчас нет центрального контрагента. Также ФК предлагает сократить число закупочных процедур (наиболее востребованы из них электронные конкурс и аукцион, к которым можно свести остальные), но ввести новую — закупки через интеграцию каталога госзакупок с крупными участниками электронной торговли. Это увеличит конкуренцию и наполнит каталог данными о реальных ценах и товарах.
Каталог — инструмент, позволяющий решить проблему «заточки» отдельных торгов под конкретного поставщика. Если заказчик выбирает номенклатуру из каталога, поставщик соглашается поставить товар, соответствующий его описанию (а не описанию заказчика). Однако пока каталог полноценно реализован только в закупках лекарств и медизделий. Наполнение же прочих статей каталога (его ведет Минфин) идет небыстро: из 50 тыс. его позиций большинство пока приходится на лекарства. ФК рассчитывает ускорить эту работу за счет «анонимизации» номенклатуры электронной торговли. Беспокоит оператора ЕИС и отсутствие каталожных строительных цен (более половины госзаказа) — но реформа ценообразования в строительстве, начатая после олимпийских коррупционных скандалов и предполагавшая переход от советских справочников к рыночным ценам, пока откладывается Минстроем.
В перспективе каталог даст реализовать еще одну идею — заменить подачу заявки поставщика на участие в торгах на простое выражение согласия: для этого потребуется один раз погрузить в реестр участников закупок все документы потенциальных поставщиков. Модель предусматривает и изменение роли торговых площадок (ЭТП) в системе. «Переход от привлечения ЭТП обеспечения заявок к плате за закупку привело к тому, что площадки не заинтересованы в расширении списка поставщиков. Надо сделать так, чтобы они конкурировали между собой за счет расширения этого перечня — например, предоставляя участникам "виртуальную полку" для товара и складские, логистические и прочие сервисы. Это вызовет рост конкуренции и, соответственно, экономию на госзаказе»,— говорит заместитель главы ФК.
Предложения казначейства — пока одни из наиболее проработанных в дискуссии об упрощении системы госзакупок. Они сходятся с идеями ФАС, подтвердил вчера “Ъ” заместитель главы службы Михаил Евраев (ФАС также предлагает погрузить в ЕИС работу с жалобами и разбирательства заказчиков с исполнителями, подробнее см. завтрашний “Ъ”). Это, впрочем, не делает идеи ФК и ФАС заведомо «проходными», но, видимо, обсуждать на профильных совещаниях в Минфине будут в основном их.