Рождение вселенной
Пьер Райнеро об украшениях Les Galaxies de Cartier
В январе этого года ювелирный дом Cartier представил в Женеве новую ювелирную коллекцию Les Galaxies de Cartier, и местом презентации был выбран Музей минералогии. Браслеты из таитянского жемчуга, кольца с метакварцитом и серьги с молочным кварцем расположились в стеклянных витринах по соседству с гигантскими природными минералами, в том числе теми, из которых были сделаны украшения. Екатерина Зиборова расспросила директора по наследию Cartier Пьера Райнеро, при чем здесь космос.
— Мир был увлечен космосом в 1950–1960-е, почему сейчас вы вернулись к этой теме?
— Космос вдохновлял нас с начала ХХ века, звездные мотивы, например, обнаруживаются в архивах Cartier еще второй половины XIX века — в эскизах и украшениях. И хотя Луна и другие планеты всегда занимали важное место в мифологии, мы еще очень мало знаем о Вселенной и продолжаем ее исследовать. Разумеется, теперь у нас гораздо больше информации о космосе, он стал ближе, чем полвека назад. Мы даже рассматриваем Луну как возможное место жительства, и космос присутствует в нашей жизни больше, чем когда бы то ни было.
Работая над космической темой, мы используем новые знания, ищем новые формы, новые материалы, однако не забываем и о традиционном наследии и материалах, которые всегда применялись в ювелирном деле.
— Формы украшений Les Galaxies воспринимаются как очень новые и современные, хотя некоторые из них напоминают вещи из архивов Cartier. Что в коллекции принципиально ново и никогда раньше не делалось?
— Я рад, что они воспринимаются как новые, хотя это и не совсем так. Например, линия украшений с молочным кварцем. Или украшения с пирамидами, которые в прошлом Cartier регулярно использовали. В 1930-х у нас были кольца с черными пирамидами, похожими на эти, было и кольцо с бриллиантом, закрепленным шипом кверху. А в 1960-х были выпущены серьги Sputnik. Мы даже сделали три золотых модели Apollo 11 для каждого из астронавтов, этого экипажа. Одну из них впоследствии выкупили для своего архива. Новшество этой коллекции — шипы или пирамиды с квадратным основанием и некоторые новые материалы, которые мы раньше не использовали.
— Например, таитянский жемчуг в браслетах «Парад планет»?
— Эти браслеты — комбинация геометрических форм, они похожи на технические изделия, детали механизмов. А стиль Cartier здесь в повторении круглых форм, бусины — очень характерный для нас мотив. Мы действительно прежде не работали с таитянским жемчугом. Подобрали особенный цветовой нюанс, напоминающий свечение планет в темном небе.
Мы непрерывно ищем новые материалы, как для коллекций высокого ювелирного искусства, так и для регулярных. Еще один пример — кварцит. У нас было много споров, но дизайн-студия настояла именно на этом оттенке серого, и мы сделали кольцо с кварцитом.
— Эксперименты — часть ДНК Cartier. Но есть ли границы фантазии?
— И да и нет. Наша константа — наш стиль. Для нас соответствовать ему означает постоянно искать новые материалы и цвета. В 1920-х годах мы первыми в западном мире создали украшения с гравированными камнями; мы раньше других стали использовать платину и горный хрусталь в 1930-х и ляпис-лазурь в сочетании с драгоценными камнями. Вещи Cartier узнаваемы с первого взгляда, даже новые. Мы абсолютно свободны в поисках источников вдохновения и тем исследования. Но у нас есть свой язык, и это константа. Наш принцип — в свободном исследовании новых областей с помощью одного и того же языка. Результат каждый раз разный, и эти новые вещи открывают новые возможности в будущем. Границ для творчества не существует.
— Коллекция «Галактики» была заявлена как капсульная, это значит, что больше тема не повторится никогда. Это действительно так?
— Клиентов такие коллекции привлекают своей уникальностью. Эти украшения будут носить очень немногие. Мы можем быть свободнее в выборе тем и дизайне, чем в коммерческих коллекциях украшений «на каждый день». Впрочем, если мы увидим, что коллекция успешна, а тема нашла отклик, не будем отказывать себе в возможности закрепить успех и придумать продолжение.