Птичка моя
Евгения Миро окрылила Rado
Швейцарская часовая марка Rado вместе с художницей Евгенией Миро выпустила новые часы True Thinline My Bird. Не первая совместная работа швейцарских часовщиков с художниками и дизайнерами, но первая модель с мотивами славянского фольклора.
Россиянка Евгения Миро — международный художник. Родилась Евгенией Мирошниченко в Харькове, училась в Санкт-Петербурге, а потом в Лондоне. Стала Евгенией Миро в Париже. Среди ее работ — проекты платков-каре для французов из Hermes, посуда для многих замечательных фарфоровых мануфактур, в том числе ЛФЗ, эмаль, керамика, ювелирные украшения. Ну а теперь и модель знаменитых швейцарских часов.
Rado начала сотрудничать с художниками еще в 2002 году, когда патриарх швейцарского дизайна Карл Герстнер спроектировал для марки удивительные цветные часы без стрелок Carpe Diem. Они давно разошлись по коллекционерам, но их до сих пор вспоминают с восторгом. Затем, в 2007 году, началось сотрудничество с британским дизайнером Джаспером Моррисоном. Он спроектировал в 2010 году одну из лучших моделей Rado — квадратные r5.5. И наконец, в 2016-м столь же знаменитый германец Константин Грчич создал новый вариант культовой Rado Ceramica.
Каждый раз работа дизайнеров вызывала огромный интерес, хотя и была лишь малой частью продукции Rado. Но руководство марки справедливо считало, что такое сотрудничество необходимо — для того, чтобы напоминать о себе и, как знать, найти варианты нового часового дизайна — ведь именно так однажды возникли первые керамические Rado.
В 2011 году у марки появилась понравившаяся сразу многим модель часов True Thinline. Это самые тонкие керамические часы в мире. Остроумное инженерное решение, которое дало возможность уменьшить толщину, нашли часовщики: корпус был превращен в несущий элемент механизма. Это развязало руки дизайнерам. Несколько лет спустя, испробовав все возможные цвета и сочетания материалов, линию True Thinline превратили в платформу для художественных экспериментов.
Тонкость механизма допускала более толстый циферблат, который и предлагался художникам для лимитированных или открытых серий. Работы приглашенных дизайнеров не оставались только витриной — например, в нынешних коллекциях есть часы, сделанные на основе проекта 2017 года американского дизайнера Самюэля Амойи, который предложил украсить циферблат бриллиантовой крошкой в технике сноу-сеттинга.
Инженеры Rado заменили тогда бриллианты поверхностью из гальванически нарощенных кристаллов, и немного измененный вариант Амойи занял место в линейке среди белых, зеленых, синих True Thinline. Ну а желание дизайнера «феминизировать» модель в итоге привело к выпуску True Thinline Diamonds c 12 бриллиантовыми метками на циферблате.
Проект Евгении Миро отмечает новый этап True Thinline. Вместо чисто дизайнерских приемов здесь был использован более художественный: в технике лазерной гравировки на лицевой стороне часов изображено перо птицы, переходящее с одной части интегрированного браслета на другую.
«Мне казалось важным,— говорит мне Евгения Миро,— не ограничиваться циферблатом. Поскольку Rado близок минималистичный дизайн, мы думали над монохромным изображением. Но за счет трех разных фактур рисунок меняется в зависимости от освещения».
Ее дизайн имеет и часовой смысл. Перо как будто бы делит циферблат по диагонали. «У меня появилось желание изменить обычную симметрию циферблата с осями 12–6 и 3–9. Я подумала о диагонали, соединяющей 1 и 7. В самом деле, это линия, которая отделяет наше рабочее время от личного. Время с 13 до 19 часов является самым плодотворным и активным. Таким образом рождается новая философия времени».
Художница вспоминает, как два года назад получила предложение от Rado и с каким интересом прочла список художников и дизайнеров, работающих со швейцарской маркой. Она оказалась в хорошей компании. Но как часто бывает в ее практике, у нее попросили «русского рисунка».
«Русское искусство известно до обидного мало,— говорит Евгения,— поэтому мне казалось важным предложить решение, с одной стороны, нестандартное, с другой — традиционно русское». Она объясняет, что птичье перо было ее талисманом. «Когда я училась в "Мухе", найденное на улице перо обещало мне удачу. Птицы в русском искусстве — это не только имперские орлы, это женственный образ свободы и мудрости, вспомните птиц на владимирской белокаменной резьбе».
Птицы и вправду один из любимых ее мотивов. На сделанном несколько лет назад каре с русским алфавитом буквы — это стилизованные птицы. Изображение птицы несет и задняя крышка True Thinline My Bird: «Птица, изображенная на обратной стороне,— словно маленький секрет». Стилизованный рисунок напоминает русскую перегородчатую эмаль с четкими границами цветов. Гамма знакомая, она присутствует и на каре Hermes, и на расписанном Евгенией фарфоре. Но у Rado, где рисунок должен быть точен до доли миллиметра, это цифровая печать на сапфировом стекле.
Встреча с дизайнерской командой Rado была для Евгении Миро удовольствием: «Я думала, мне сейчас будут объяснять, что то, что я задумала, невозможно, нетехнологично, дорого. Такое приходится слышать. А в итоге мы проговорили два часа, и мне сказали: делайте то, что вы хотите, ну а мы вам поможем».