11 фильмов фестиваля «ДОКер»

Выбор Ксении Рождественской

3 апреля в кинотеатре «Каро 11 Октябрь» стартует V Международный фестиваль документального кино «ДОКер». Weekend выбрал самые интересные фильмы из разных программ фестиваля, проходящего в этом году под провокационным слоганом «Кино важнее документа»


основной конкурс

Любимые

Ясер Талеби

Фирузе 82 года, всю жизнь, с раннего детства, она пасет скот в горах, а на зиму спускается в деревню. Ее муж умер, а 11 детей не хотят ее видеть. Дикая красота природы, среди которой она живет, совершенно ее не интересует. Иногда Фируза идет к соседу, у которого есть телефон, и обзванивает своих детей, по очереди ругаясь с каждым. Поразительный портрет несгибаемости, упрямства, гордости и одиночества. Камера режиссера Ясера Талеби следует за героиней, не отпуская ее, и неудивительно, что в финале героиня говорит режиссеру: «Уйди, я хочу поговорить с твоей камерой». «Любимые» вошли в десятку лучших фильмов фестиваля IDFA 2018 по мнению зрителей. Талеби, член Иранской ассоциации документалистов, лично представит свой фильм в Москве.

4 апреля, 19.15


Диагноз

Ева Подгорская

Люди на кушетке психотерапевта отвечают на вопросы: с каким животным у них ассоциируется город? какие сны о городе они видят? Лучшие кадры — без людей, бесстрастные слепые дома, равнодушные окна. Режиссер Ева Подгорская интересуется городским бессознательным, город для ее героев — то хамелеон, то муравей, то хищник. А сами герои — тихие истории, затерянные в городском шуме. «Мне жаль, что я была настолько неважной»,— говорит в камеру пожилая дама и пытается улыбнуться. Подгорская окончила Национальную киношколу в Лодзи, изучала теорию кино и журналистики, прошла программу Dok Pro в Школе Вайды. Премьера «Диагноза» состоялась на фестивале IDFA, на «ДОКере» фильм вошел не только в конкурсную программу, но и в спецпрограмму «Док Терапия».

4 апреля, 21.15


Ты спишь, братец Якоб?

Стефан Боан

Четверо братьев отправляются сначала в тирольские горы, а потом в португальскую гостиницу, чтобы понять, почему их старший брат Якоб покончил с собой. Режиссер Стефан Боан — один из братьев, одновременно наблюдатель и участник событий. Он и горюет по брату, и задает вопросы, а фильм то предельно тактичен, то сентиментален, то ироничен. Собственно, так и относятся друг к другу братья: то яд, то нежность. Боан изучал режиссуру в Венской киноакадемии в мастерской Петра Пацака и Михаэля Ханеке, и его интересует не событие, а его эхо. А еще его завораживает структура человеческих воспоминаний: кажется, для него люди — более надежные хранители памяти, чем видеопленка.

5 апреля, 19.00


Охотник за привидениями

Бен Лоурен

Самый неожиданный и, пожалуй, самый мощный фильм конкурса. Тема актуальна и страшна: абьюз, детская травма, агрессия, и главное — отрицание собственных проблем. Герой — обаятельный увалень Джейсон — охотник за привидениями, его вызывают, чтобы он договаривался с призраками. Режиссер хочет снять историю об этой профессии и едет с героем на вызов. Разговорившись с Джейсоном, режиссер выясняет, что тот вот уже двадцать лет не может найти своего отца и почти ничего не помнит о своем детстве. Начинается настоящая охота на призраков. Дебютный полнометражный фильм режиссера и фотографа Бена Лоурена сделан как триллер-расследование в духе «Сердца ангела», когда любая разгадка только сгущает мрак.

5 апреля, 21.20


Хозяин оленей

Ксения Елян

Семилетний Захар Жарков играет со своим старшим братом, обсуждает, велика ли Галактика, помогает родителям разделывать оленя и ходит в школу, где всего три человека: Захар, его брат и учительница. Жарковы — долганы, коренной народ Крайнего Севера. Режиссер Ксения Елян («Дядя Вова») — ученица Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, прекрасный оператор, снимавшая «Срок» и «Мой друг Борис Немцов». Изначально она собиралась сделать фильм об учительнице Нелли, работавшей в семье Жарковых, но настоящим главным героем оказался Захар. Завораживающая мерзлая статичность фильма обусловлена климатом: ходить было нельзя, чтобы не скрипел снег, а замерзшая матрица объектива не давала переводить фокус. Получилась северная фреска.

6 апреля, 17.00


Услышь песнь мою, сестра

Даная Элон

Много лет назад Татьяна и Марина эмигрировали с родителями из России в Израиль. Старшая сестра, Татьяна, почти всю свою жизнь провела в православном монастыре в Греции, младшая, Марина, живет в Хайфе, воспитывает сына и скучает по старшей. Однажды она едет к сестре, чтобы на время забрать ее домой. Фильм воспринимается почти как фикшен, настолько точны диалоги и выверен сюжет: взаимопонимание между близкими людьми невозможно, зато возможно принятие. Режиссер Даная Элон, получившая за пять своих полнометражных фильмов немало наград (в том числе приз жюри кинофестиваля «Трайбека» за уморительную комедию «Особенно лично»), знает, когда нужно подойти к героям вплотную, а когда — отвернуться. Но главный магнит фильма — какая-то горькая тайна, о которой героиня так никогда и не расскажет.

7 апреля, 17.00


Doker Shorts

Маленькая мисс Сумо

Мэтт Кей

Портрет японской сумоистки Хиёри Кон накануне ее главного поединка. Красивый, жесткий, метафоричный фильм о том, нужно ли женщине следовать правилам и может ли она устоять, когда против нее традиции. Британец Мэтт Кей — один из основателей компании Walks Of Life Films, которая занимается социальной документалистикой. Сейчас он снимает свою первую полнометражную работу — тоже о сумо.

5 апреля, 17.00


Изменчивая современность

Тео Гиллем

Скорее видеоинсталляция, чем кино: герой, пытаясь справиться с уходом возлюбленной, отсматривает старые записи и заставляет оживать предметы мебели, одежду, все, что попадется под руку. Он живет в сломанном, дурацком мире, где его возлюбленная существует лишь на пленке, пылесос разговаривает с простыней, а диванные подушки оказываются доспехами. Того, кто заставляет все это оживать, не видно: получается абсурдная поэма об отсутствии. Будь этот двадцатиминутный фильм актера и режиссера Тео Гиллема на пять минут короче — это был бы шедевр.

5 апреля, 17.00


Док Терапия

Дни безумия

Дамиан Ненадич

Полнометражный дебют хорватского режиссера Дамиана Ненадича, пересекающиеся истории двух героев — Младена и Майи. Майя — трансгендер с суицидальными наклонностями, Младен впал в депрессию после армии, а мать отправила его не к врачу, а к священнику. Теперь Младен и Майя сидят на лекарствах, но лекарства не помогают снять тревожность, агрессию или убрать суицидальные мысли. Фильм снят «изнутри» проблемы: режиссер дал камеру героям, и они как могут фиксируют свою жизнь. «Безумцев» не признает общество, от них устали родственники, а врачи выписывают столько таблеток, что у пациентов отказывает печень. «Дни безумия» — психотерапевтическое путешествие, поиск слушателя, попытка самопознания. И одновременно — портрет общества, которое считает себя «нормой».

7 апреля, 19.00


Let It Dok!

Народная республика желания

Хао Ву

Мощная драма о китайской соцсети YY, основанной на видеостриминге. Сотни тысяч людей едят, поют, разговаривают перед камерой. Миллионы не могут оторваться от этого зрелища и дарят своим кумирам виртуальные подарки, которые конвертируются в реальные деньги. Главные герои фильма — юная куколка Шен Ман, очень плохо поющая на камеру, и комик Биг Ли с графоманскими шутками. Их фанаты делятся на богачей и нищих, и режиссер Хао Ву («Дорога к славе») — специалист по информационным технологиям — исследует психологию масс, экономику соцсетей, интернет-зависимость от чужой славы, а прямолинейный финал фильма достоин «Оскара». «Народная республика желания» получила гран-при жюри фестиваля SXSW в Остине и приз фестиваля Documentary Edge в Окленде.

7 апреля, 20.30


Название игры

Пол Дж. Фогель

Алкогольно-кофеиновая производственная драма построена как история лузеров: финская компания, разработчик инди-игр, хочет создать новый хит-стрелялку и для этого кооперируется с легендарным Юджином Джарвисом, сделавшим когда-то «Роботрон». Но все идет не так — средства урезают, людей увольняют, название не ищется, мужики грустят. Кульминация фильма приходится на самое его начало, когда разработчики устраивают «русские выходные»: запираются в номере, берут много водки и договариваются, что раз в полчаса, выпив, будут предлагать каждый свое название до тех пор, пока оно не устроит всех. На самом деле все это парадоксальным образом оказывается историей успеха: игра «Nex Machina» становится сверхпопулярной и даже попадает в Книгу рекордов Гиннесса.

5 апреля, 20.00

Вся лента