Таймер сработал спустя 13 лет
В Ростове-на-Дону начался процесс по делу предполагаемого террориста банды Басаева
Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) начал разбирательство по делу Аслана Яндиева, обвиняемого в участии в банде Шамиля Басаева, в причастности к нескольким террористическим актам в Северной Осетии, в покушении на убийство, а также незаконный оборот оружия и боеприпасов. Летом прошлого года Яндиева экстрадировали из Словакии в Россию. Потерпевшими по делу предполагаемого боевика проходят 97 человек. Подсудимый отрицает свою причастность к вменяемым ему преступлениям.
В СКОВС прошло первое открытое заседание по делу 40-летнего уроженца Ингушетии Аслана Яндиева. Подсудимый возражал против фото и видеокамер, не желая попадать в их объектив, но суд разрешил корреспондентам снимать процесс. В обвинительном заключении говорится, что осенью 2005 года Яндиев добровольно вступил в банду, организованную по приказу террористов — Шамиля Басаева и Абу Дзейта. Курировал банду подручный Басаева Исса Куштов (оба ликвидированы в ходе спецоперации силовиков в 2006 году.— “Ъ”), руководил группой Абубакар Хамхоев, подорвавший себя гранатой во время задержания. В банду помимо Яндиева входили Рустам Цуров, Умар Хадзиев и Алихан Оздоев. В 2007 году они осуждены Верховным судом Северной Осетии соответственно на 24, 23 и 18 лет колонии строгого режима.
Следователи полагают, что основной задачей банды было совершение терактов в Северной Осетии.
Первым объектом для теракта стала подстанция, снабжающая электричеством Пригородный район республики. По версии следствия, в ночь на 25 декабря 2005 года Яндиев, Хамхоев и Цуров соорудили рядом с подстанцией металлические козлы, на которых закрепили четыре противотанковых гранатомета РПГ-28 с таймером, установленным на следующий день. Сработали три заряда, попавшие в трансформаторы, а один улетел в поле.
Следующий теракт был совершен 2 февраля 2006 года в двух залах игровых автоматов в центре Владикавказа. Сначала взрыв раздался в павильоне «Честная игра». При этом погиб молодой человек, а когда на грохот начали сбегаться люди, то сработало еще одно взрывное устройство.
Погибли мужчина и женщина, 41 человек получил ранения разной степени тяжести.
По замыслу боевиков, одновременно с взрывами в клубе «Честная игра» должна была сработать бомба и в павильоне «Игросервис», охранник вовремя заметил подозрительный пакет и успел вынести его на улицу, где не было прохожих. От прогремевшего взрыва никто не пострадал.
По данным следствия, 25 марта 2006 года член банды Цуров установил взрывное устройство с заведенным на девять утра часовым механизмом на стоянке возле здания администрации Владикавказа. Однако дворник обнаружила бомбу ранним утром, и саперы успели ее обезвредить. Также террористы одновременно заминировали биржу труда на выезде из Владикавказа, транслятор ЗАО «Мобиком-Кавказ» и сквер имени Пушкина в центре города, расположенный рядом с гимназией. В последнем случае в СВУ (самодельное взрывное устройство) была вмонтирована колба с 5 кг ртути. При взрывах никто не пострадал и колба с ртутью не разбилась.
Троих боевиков правоохранители задержали случайно в июле 2006 года, когда остановили для осмотра автомобиль и обнаружили в нем СВУ. На следствии они рассказали, что их сообщником был Аслан Яндиев. В 2007 году он был объявлен в международный розыск, и уже в 2011 Яндиев был задержан полицейскими Словакии. Там он пытался получить вид на жительство.
По словам его адвоката Андрея Сабинина, у доверителя нет алиби на момент инкриминируемых ему преступлений в юридическом понимании. Защитник отметил в разговоре с “Ъ”, что Яндиев был знаком с Цуровым, Хадзиевым и Оздоевым, но преступлений, по его словам, не совершал. «У нас есть все основания для обращения в ЕСПЧ, поскольку уже восемь лет и два месяца Яндиев содержится в следственном изоляторе: семь с половиной лет в Словакии пока решался вопрос с экстрадицией и девять месяцев в России, что превышает все допустимые нормы»,— заявил господин Сабинин.