«Важно уже не кто ушел, а кто пришел»
Дмитрий Дризе — о новой волне губернаторских отставок
Кикбоксер в Калмыкии и эффективный менеджер в Челябинске: в России новый этап губернаторских отставок и назначений. По словам спикера Совета федерации Валентины Матвиенко, ротация глав регионов продлится до середины апреля. Помимо отставок глав Калмыкии и Челябинской области, перестановки произошли и в Алтайском крае, — об уходе объявил губернатор Александр Бердников, его сменил руководитель ГЛОНАССа Олег Хорохордин. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что в нынешней ситуации губернаторские выборы чреваты неприятными сюрпризами для нынешней власти.
В России новый «губернаторопад». Но, собственно, важно уже не кто ушел, а кто пришел. Есть уже два громких назначения: в Калмыкию направлен чемпион мира по кикбоксингу, бывший сенатор от этой республики, 38-летний Бату Хасиков по прозвищу «Хан Батый». Это человек известный не только на ринге: он прошел непростой путь от трудного подростка и сотрудника милиции до знаменитого бойца. В последнее время занимался общественной и политической деятельностью. Так что он не прямо с татами попал в кресло губернатора, — так или иначе, Бату Хасиков был подготовлен к новой работе. Тем более спортсмены во власти — давно уже не сенсация: взять хотя бы «железного Арни», губернатора Калифорнии, и Виталия Кличко, мэра Киева, пусть последний и не всегда хорошо формулирует свои мысли. Можно вспомнить и ветерана российской политики, обладателя черного пояса по карате Юрия Трутнева. Он даже проводил бой с Бату Хасиковым, по итогам которого была зафиксирована боевая ничья. Теперь последнему предстоит руководить непростым регионом, но он вооружен «энергией единоборств», о чем сам неоднократно говорил.
"Всю свою энергию, которую я скопил за годы, находясь в сфере единоборств, направлю для общественной и законодательной деятельности. Только вперед!".
Гораздо интереснее с политической точки зрения и так называемых кремлевских интриг назначение в Челябинскую область первого заместителя министра энергетики Алексея Текслера. Это современный российский эффективный менеджер, причем родом из Челябинска. Господин Текслер поработал в «Норникеле» и сити-менеджером Норильска. Понятно, что он — человек серьезный, со связями. Одни всезнающие источники его называют противником главы «Роснефти» Игоря Сечина, другие — сторонником. С одной стороны, Текслер якобы продвигает интересы компании в важном регионе, с другой — господин Сечин протаскивает на его место своего человека. Понятно, что без руководителя «Роснефти» в современной российской политике ничего не обходится.
А что касается Текслера, считается, что ему будет непросто и с местными элитами, и так называемыми группами влияния.
При этом Челябинск находится в списке городов-отрицательных рекордсменов по экологическим проблемам.
И еще большой вопрос в том, насколько это назначение для Алексея Текслера является выигрышем с точки зрения карьерных перспектив. Специалист по элитам политолог Евгений Минченко согласен, что политику будет трудно: «Господин Текслер — современный адекватный политик. Но элитные риски у него есть. Его только-только назначили, а уже идет негативная кампания против него, в частности, создаются фальшивые аккаунты в социальных сетях, в которых появляются различные сообщения. Так что, думаю, правление Алексея Текслера будет проблемным, его с самого начала уже начали достаточно жестко атаковать».
«Губернаторопад» в России еще иногда именуют грубым выражением «отстрел слабых». Речь идет о тех, у кого мало шансов победить на честных выборах. В этом свете показательно заявление Валентины Матвиенко: по словам спикера Совета федерации, отставки продлятся до середины апреля и будут плановыми, без сенсаций.
Что значит «плановыми»? И что такое «без сенсаций»? По идее, глава региона должен отработать срок, на который его избрал народ, и если ощущает в себе силы, то обязан спросить у избирателей право работать дальше, или же проиграть выборы, если недостоин. А то, что губернатор уходит заранее, — это как раз не плановая отставка, так как это значит, что он не справился. Правда, решает это не избиратель, а начальство в Москве. Достоин или не достоин управленец и дальше занимать свой пост, решает Кремль. И случается, что все эти политтехнологические конструкции иногда дают сбои, что мы увидели осенью прошлого года, когда на местных выборах стали побеждать даже не оппозиционеры, а назначенные самой властью спойлеры, заведомо непроходные фигуры. В такой ситуации не поможет ни кикбоксинг, ни даже связи в столице.