Перевозкам снимают швы
Дирекция по развитию транспортной системы предложила ввести единый проездной за фиксированное время
Как стало известно "Ъ", в рамках оптимизации автобусных маршрутов в Петербурге и Ленобласти начнет действовать единая транспортная карта, по которой за фиксированную стоимость в лимитированное время можно будет проехать на метро, электричках, трамваях и автобусах. Разработчик проекта — Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти — называет проект «бесшовными пассажирскими перевозками» и заявляет, что он позволит жителям двух регионов совершать поездки быстрее за прежнюю цену. Однако власти Ленобласти уверены, что эта инициатива направлена на сокращение автобусных маршрутов, увеличение количества пересадок и потребует дополнительных вливаний из бюджета региона.
О планах создания единой карты, с помощью которой можно будет совершать поездки на всех видах транспорта на территории Петербурга и Ленобласти, "Ъ" сообщил руководитель Дирекции по развитию транспортной системы двух регионов Кирилл Поляков. "Наша основная задача сейчас — создать "бесшовные" пассажирские перевозки по единому билету. Нужно, чтобы человек мог быстро по единому билету добраться до работы на автобусе, метро, трамвае или пригородном железнодорожном транспорте. Это необходимо для оптимизации маршрутной сети и для создания наиболее комфортных условий для пассажиров",— сказал господин Поляков.
По его словам, единая транспортная карта будет действовать ограниченный период времени, обратный отсчет которого начнется с момента ее активации валидатором. За фиксированную стоимость пассажир сможет пересаживаться с автобуса на электричку, а после — на метро. Тариф и длительность действия карты будут зависеть от отдаленности района Ленобласти. "Стоимость проезда, несмотря на возможность пересадок, практически не изменится, но если пассажиры выберут рельсовый транспорт, то до метро они доберутся значительно быстрее, чем на наземном",— добавил Кирилл Поляков. Какие именно тарифы будут действовать на территории Петербурга и Ленобласти, он не уточнил.
В дирекции также добавили, что контролировать и организовывать "бесшовные перевозки" будет отдельная единая структура. По какому принципу и когда она будет выбрана, в ведомстве не уточнили. В прошлом году на территории Ленобласти заработал электронный проездной "Подорожник". Он начал действовать в автобусах, связывающих Кудрово со станцией метро "Улица Дыбенко". Будет ли единая карта для всех видов транспорта работать на его основе или на другом носителе, в дирекции затруднились ответить.
Осенью прошлого года в Ленобласти стартовал первый проект мультимодальных пассажирских перевозок региона. По маршруту Санкт-Петербург — Песочная — Сертолово начал действовать единый билет для проезда в автобусе и электропоезде (см. "Ъ" от 09.11.2018). В дирекции объяснили, что "бесшовные перевозки" отличаются от мультимодальных тем, что проезд по маршруту на различных видах транспорта оплачивается один раз и действует ограниченное количество времени. Подобный принцип, объяснил господин Поляков, уже работает в Москве и Московской области. Например, в столице действует тариф, который дает право совершать одну поездку на метро, монорельсе, МЦК и неограниченное число пересадок на наземном транспорте в течение 90 минут.
В Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) сообщили, что перевозчик уже прорабатывает вопрос введения единого комбинированного билета на все виды транспорта. Его действие будет распространяться в пределах 30 км от головных вокзалов в территориальных границах Петербурга. "В данный момент решается вопрос технической реализации",— уточнили в СЗППК.
Начальник управления Ленинградской области по транспорту Павел Постовалов сообщил, что единую транспортную карту на территории двух регионов нужно вводить после того, как будет решен вопрос с "Подорожником", который работает сейчас только в Кудрово, а уже потом думать над билетом для всех видов транспорта. Кроме того, эта идея может воплотиться в жизнь, только если на эти цели будет предусмотрено софинансирование из бюджетов города и области. Деньги потребуют перевозчики, которые будут вынуждены возить пассажиров со скидкой. "Все предложения, которые дает город, ни одному пассажиру не понравятся. Они хотят пересадить граждан на другие виды транспорта, так как собираются убрать дублирующие автобусные маршруты. Даже если люди не потеряют в деньгах, то им придется дополнительно пересаживаться с автобуса на электричку, а с нее на метро. Мы за прямые перевозки и за строительство станций метро в области",— сказал Павел Постовалов.
По словам гендиректор АТП "Барс-2" Андрея Заботина, он не понимает, за счет чего стоимость билета останется прежней, если количество видов транспорта увеличится. "Возможно, проезд станет дешевле, но нам увеличат пассажиропоток",— рассуждает Андрей Заботин.
Подконтрольное комитету по транспорту Петербурга ГКУ "Организатор перевозок" в прошлом году предлагало областным чиновникам изменить схему межрегиональных маршрутов (см. "Ъ" от 23.01.2019). Изначально в ведомстве планировали сократить 68 направлений, затем 38. Экономия для городского бюджета от первого сценария оптимизации составила бы 1,5 млрд рублей. Власти Ленобласти отклонили оба предложения города из-за возмущения жителей региона. В феврале этого года оптимизация была перенесена на середину 2020 года (см. "Ъ" от 20.02.2019).
По словам начальника аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрия Кумановского, схема, которую хотят внедрить в Петербурге и Ленобласти, существует в большинстве мегаполисов. "В Москве реализуется только первая часть внедрения, при которой пассажиров приучают к новой системе оплаты, за ней последует введение зон дифференцированной оплаты. Пример — Лондон, где даже метро имеет несколько зон, а по единому билету можно ездить на пригородной электричке, автобусе и метро",— сказал господин Кумановский.