«Международные договоры обязывают поддерживать языковые права коренных народов»
Алексей Цыкарев, член экспертного механизма ООН по правам коренных народов — о правовых гарантиях языкового многообразия
Декларация ООН о правах коренных народов, утвержденная Генеральной ассамблеей ООН в 2007 году, представляет собой минимальный стандарт в области обеспечения прав коренных народов. В ряде статей декларации содержится упоминание языковых прав, в том числе права на сохранение, развитие, ревитализацию, передачу языков коренных народов следующим поколениям. Декларация поддерживает и права коренных народов развивать и контролировать свои образовательные системы, письменность, принимать участие в разработке любых программ или законов, которые касаются их прав. Хотя Россия и воздержалась в 2007 году при голосовании в Генеральной ассамблее, в 2014 году она присоединилась к итоговому документу Всемирной конференции по коренным народам, в преамбуле которой содержится заверение в приверженности государств декларации. Россия не раз заявляла в ООН, что реализует политику в отношении коренных народов, включая их языки, в соответствии с духом декларации. Что касается международных договоров, к которым Россия присоединилась, и которые в соответствии с Конституцией являются частью ее правовой системы, то здесь стоит выделить рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств. В рамках этой конвенции Россия поддерживает языки коренных народов. Недавно Россия отчиталась в рамках очередного цикла мониторинга по исполнению конвенции. В связи с этим был доклад экспертов и ответные ремарки России.
Россия также подписала, но не ратифицировала Европейскую хартию языков или языков меньшинств. В 2010–2011 годах тогда еще Минрегион совместно с Советом Европы пришли к выводу, что в России достаточные законодательные и правоприменительные гарантии и дополнительных мер поддержки не требуется. Даже утверждали, что собственное законодательство едва ли не лучше, чем хартия. Утверждение это спорное. Хартия содержит гибкую систему мер, государства, ратифицируя документ, могут выбирать, какие гарантии они на себя берут: невыполнимых обещаний можно не давать. Впрочем, хартию и некоторые другие страны не ратифицируют: например, Эстония, не желая усиливать русский язык. Рамочную конвенцию Эстония также ратифицировала.
Россия является участницей международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Эти международные договоры также обязывают поддерживать языковые права коренных народов. В корпусе национального законодательства важнейшими для обеспечения прав малых народов являются Конституция, закон о языках народов РФ, закон об образовании и стратегия государственной национальной политики. В регионах есть также свои законы. В Карелии, например, карельский язык не является государственным, но принят закон о государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков. В Якутии принят закон, признающий пять языков коренных малочисленных народов официальными языками.