Обращение с ТКО требует дифференцированного тарифа
По мнению депутатов, установленная плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО непосильна
Комитет по строительству, ЖКХ и тарифам заксобрания Новосибирской области выступил с инициативой ввести дифференцированный тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами в сельских районах. По мнению депутатов, установленная плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО непосильна для жителей отдаленных от полигонов и сортировочных комплексов сел и городов. Решить эту проблему в перспективе двух-трех лет позволит строительство в районах области новых объектов для сбора и переработки бытовых отходов на условиях концессии.
«После того как 1 января вступил в силу федеральный закон и Новосибирская область перешла на новую схему управления ТКО, мы получили массу негативных отзывов от наших избирателей из сельских районов. Жители многих муниципальных образований не в силах оплачивать тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО в полном объеме. Например, в отдаленных районах этот тариф с начала года вырос чуть ли не в два-раза. Очевидно, что система несправедлива и требует корректировки»,— заявил вчера на заседании комитета по строительству, ЖКХ и тарифам заксобрания Новосибирской области его председатель Евгений Покровский.
Как рассказал депутатам руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров, в отличие от других сибирских регионов в Новосибирской области функциями сбора, переработки и утилизации отходов наделена только одна компания — «Экология-Новосибирск». Поэтому в регионе действует и один тариф — 388,33 руб. за куб. м без НДС. «Наибольшая доля — 85,6% — в стоимости тарифа приходится на оказание услуг по транспортировке ТКО. Это очень усредненная цифра, учитывая, что стоимость вывоза ТКО в муниципальных районах из-за удаленности полигонов выше, чем в Новосибирске,— объясняет господин Асмодьяров.— 11,4% — расходы, связанные с переработкой и утилизацией ТКО. Здесь нужно учитывать привязку конкретного муниципального образования к конкретному объекту захоронения или переработки ТКО. Наконец, оставшиеся 3% — это сбытовые расходы регионального оператора».
Закон не препятствует введению в регионе дифференцированного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, но таких прецедентов в России департаменту по тарифам Новосибирской области найти не удалось, отметил Гарей Асмодьяров. «Внутри зоны регионального оператора тариф везде один. В Красноярском крае, например, создано пять территориальных районов и работают пять операторов, но в каждой зоне установлен единый для всех муниципальных образований тариф»,— констатировал чиновник.
Депутаты предложили министерству ЖКХ Новосибирской области проанализировать затраты на сбор, переработку и утилизацию ТКО по каждому муниципальному району, чтобы понять, где и насколько тариф завышен исходя из финансовых возможностей населения. К вопросу дифференциации тарифа на услуги регионального оператора комитет по строительству, ЖКХ и тарифам намерен вернуться в сентябре, а уже в октябре вынести его на сессию заксобрания. «Вопрос очень серьезный. С одной стороны, он требует незамедлительного решения, а с другой — взвешенного экономического анализа. Прежде чем принять решение о введении дифференцированного тарифа, мы должны обладать исчерпывающими данными о себестоимости услуг по обращению с ТКО для каждого населенного пункта региона»,— объяснил решение депутатов Евгений Покровский.
Снизить стоимость транспортировки, переработки и утилизации ТКО в регионе в перспективе позволит строительство новых полигонов и сортировочных комплексов. Как рассказала на заседании комитета министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова, с предложением построить в сельских районных современные мусороперерабатывающие комплексы в правительство обратились несколько потенциальных концессионеров. На условиях ГЧП такие комплексы в ближайшие два года могут появиться в Куйбышеве, Татарске, Тогучине, Каргате и Кыштовке. Сейчас предложения бизнеса рассматривает специальная комиссия при минэкономразвития.
Впрочем, как указал заместитель председателя комитета по строительству, ЖКХ и тарифам заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко, условия потенциальных концессионеров далеки от рыночных. «Инвесторы предлагают построить полигон в Куйбышеве мощностью сортировки 60 тыс. т в год за 573 млн руб., при этом в Тогучине полигон на 30 тыс. т обойдется в 559 млн руб. Как возможна такая разница?— задается вопросом депутат и продолжает: При среднерыночной стоимости мощностей по обработке 1 тыс. т ТКО в 5 млн руб. предприятие в Кыштовке по бумагам обойдется инвесторам в 19 млн руб. за 1 тыс. т, в Тогучине — 18 млн руб., в Татарске — 10 млн. Немыслимые цены».