Stadia сомнения
Владислав Новый о новом сервисе Google
Google 19 марта сделала один из самых масштабных своих анонсов за последнее время, объявив о скором запуске стримингового сервиса для видеоигр Stadia. По замыслу корпорации, проект должен навсегда изменить игровой рынок: пользователям уже не понадобится покупать консоли или скачивать игры на ноутбук или смартфон, потому что они будут запускаться на собственных серверах Google и транслироваться на любые устройства в качестве до 4К. Запуск платформы ожидается в этом году в США, Канаде и большей части Европы. Входит ли в эту часть Россия, в Google не уточняют.
Если Stadia все же будет работать в России, то столкнется с конкуренцией: отечественным пользователям уже доступен целый ряд аналогичных облачных игровых сервисов как иностранной, так и местной разработки. Еще большим вызовом может стать рост рынка игровых консолей в России. По оценке ритейлеров, в 2018 году россияне приобрели более 600 тыс. консолей Sony, Microsoft и Nintendo примерно на 12,5 млрд руб. Причем покупатели не только не снижают интереса к современным устройствам, но и приобрели около 100 тыс. переизданных консолей конца XX века, включая PlayStation, Sega Mega Drive и Nintendo Classic.
Кроме того, владельцы игровых консолей могут не задумываться о качестве интернета в России, а вот перед пользователями Stadia такой вопрос встанет, отмечает собеседник “Ъ” на игровом рынке: «Надеюсь, в Кремниевой долине не забыли, что в других частях мира интернет может работать в десять раз хуже». В играх важный параметр — время отклика, в случае же с облачным сервисом к нему добавляется пинг — время, за которое сигнал проходит до сервиса и обратно. Если временем отклика Google может управлять, увеличивая мощность серверов, то пинг уменьшить значительно сложнее, так как сигнал проходит через инфраструктуру множества разных компаний.
Есть сомнения и в том, что у Google будет достаточно мощностей в российских центрах обработки данных (ЦОД) для запуска Stadia в России, полагает собеседник в одном из ЦОД. Никакой экстраординарной активности со стороны Google по поиску новых мощностей в российских дата-центрах на рынке сейчас не замечено. Возможно, это связано с политическими причинами: в 2017 году у властей были претензии к сертификации серверов Google в России.
Впрочем, главной проблемой Google можно назвать предыдущий опыт корпорации по запуску масштабных, но неудачных сервисов. Среди таких примеров — коммуникационный сервис Google Waves, «умные очки» Google Glass и социальная сеть Google Plus. Как и сейчас Stadia, все они в какой-то момент запускались именно для того, чтобы в корне изменить ситуацию на своих рынках.