Правозащитники пожаловались премьеру на неразличимые знаки
СПЧ выступил против идеи мэрии Москвы уменьшить дорожные указатели
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) в своем обращении к премьеру Дмитрию Медведеву выступил против применения городах уменьшенных дорожных знаков. Совет просит не включать такие указатели в новый национальный стандарт, называя инициативу «непроработанной» и отмечая возможное «лоббирование интересов» производителей знаков. В Белом доме планируют собрать мнения всех сторон, оценкой которых займется Росстандарт. Агентство угроз в новых знаках не видит, ГИБДД призывает к «рациональному» их применению. Мэрия Москвы, которая инициировала нововведение, по данным “Ъ”, настаивает на ускоренном принятии нового стандарта до 1 мая 2019 года.
Обращение СПЧ к премьеру Дмитрию Медведеву опубликовано на сайте совета в пятницу вечером. «Инициатива об уменьшении типоразмеров знаков не была проработана. Имеются основания полагать, что подобные реформы приведут к увеличению аварийности»,— считают в совете. Идея применять небольшие знаки для улучшения облика города возникла у столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) и экспертного центра Probok.net в 2015 году. По поручению Белого дома ряд городов провели эксперимент по применению таких указателей. Для его юридического обоснования в ноябре 2017 года Росстандарт ввел в действие предварительный национальный стандарт, в ноябре 2018 года вице-премьер Максим Акимов поручил подготовить изменения уже в национальный стандарт (ГОСТ-Р), чтобы окончательно узаконить новую практику. Но в марте 2019 года выяснилось, что у ГИБДД есть замечания по поводу применения нововведения в Москве (в городе знаки появились более чем на 100 улицах). Госавтоинспекция подала в суд на ЦОДД, и ведомство оштрафовали на 200 тыс. руб. за использование нестандартных указателей «Пешеходный переход» и «Уступи дорогу» на одной из улиц в СВАО (см. “Ъ” от 15 марта).
СПЧ в обращении ссылается на представленную в суде статистику ГИБДД: из нее следует, что с февраля 2017 года по апрель 2018-го в результате эксперимента на улицах Балчуг, Большая Никитская, Мясницкая и в Никитском переулке произошло семь наездов на пешеходов, двое из которых погибли (до появления маленьких знаков инцидентов не было). Совет просит господина Медведева отменить поручение Максима Акимова об изменении стандарта. «У нас есть подозрение, что уменьшенные указатели — это форма лоббирования интересов их изготовителей, ведь замена потребует бюджетных затрат,— пояснил “Ъ” глава Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов.— Аргументы в стиле "мы хотим, чтобы город выглядел лучше", нам непонятны. Действующие стандарты писались, чтобы знаки были видны с разных расстояний и людям с разным зрением. Для уменьшенных знаков медицинского обоснования нет».
«Вопрос был проработан,— заявил “Ъ” глава экспертного совета Probok.net, соавтор ПНТС Александр Шумский.— Пилотное внедрение знаков было в Санкт-Петербурге, Саратове, Калининграде, Владимире и других городах. Сотни улиц участвовали в пилоте, угроз безопасности нет». Статистику ГИБДД господин Шумский назвал «сомнительной». «Мы проверили. В одном случае человек выходил на дорогу из-за двух машин, во втором на улице проводились ремонтные работы. Знаки ни при чем,— отмечает он.— Доказательств опасности уменьшенных указателей я не вижу. Кто-то явно хочет эту инициативу задушить». «Не зафиксировано ни одного ДТП,— подтвердили “Ъ” в ЦОДД.— Уменьшенные знаки — давно принятый стандарт европейских мегаполисов». В ГИБДД России, по сведениям “Ъ”, удивились позиции СПЧ. Госавтоинспекция никогда не выступала категорически против маленьких знаков, призывая использовать их «разумно и рационально», говорит источник “Ъ”: на улицах с небольшой скоростью движения они допустимы, при интенсивном движении, на перекрестках лучше оставить крупные знаки.
В правительстве России с выводами не спешат. Поручение по изменению стандарта прорабатывают МВД, Минпромторг и правительство Москвы, заявил “Ъ” официальный представитель Максима Акимова (срок поручения истек 1 февраля). «Итоговые предложения будут рассмотрены Росстандартом с учетом мнения всех заинтересованных сторон»,— отметил собеседник “Ъ”. Росстандарт еще 15 марта направил в СПЧ ответ на запрос совета по поводу сложившейся ситуации: за время применения уменьшенных знаков с 2017 года «уровень безопасности движения не изменился, а качество городской среды улучшилось», считают в ведомстве. При этом «повсеместная замена существующих знаков знаками уменьшенного размера не предусмотрена», поясняют в Росстандарте.
Мэр Москвы Сергей Собянин, в свою очередь, попросил ускорить коррекцию стандарта другого вице-премьера Виталия Мутко, курирующего нацпроект «Жилье и городская среда» (письмо есть у “Ъ”). Господин Собянин ссылается не только на «улучшение восприятия» уменьшенных знаков, но и на возможность «сократить бюджетные расходы»: за счет уменьшения размера и общего количества указателей (с 2017 года в Москве активно применяются совмещенные знаки вместо нескольких отдельных) затраты города на их производство и обслуживание сократились на 30%. Мэр Москвы просит Виталия Мутко поручить Росстандарту изменить ГОСТ до 1 мая.