Режиссеры ждут премий
Кинематографисты предлагают расширить авторские выплаты
Кинематографисты предлагают выплачивать авторские вознаграждения не только композиторам, но также режиссерам и сценаристам фильмов — из выручки кинотеатров, телеканалов и интернет-площадок. Режиссеры и сценаристы и так получают достаточно высокие доходы от каждого конкретного фильма, но идея в том, чтобы «компенсировать низкий уровень или отсутствие пенсий в отрасли». Кинотеатры ожидают, что основная нагрузка платежей ляжет именно на них, и предлагают, наоборот, рассмотреть снижение существующих отчислений.
Российский союз правообладателей, Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) и организация «Сценаристы и режиссеры мира» (Writers & Directors Worldwide) предлагают ввести в Гражданский кодекс (ГК) РФ норму о «справедливом вознаграждении» режиссерам и сценаристам фильмов, говорится в сообщении организаций, предоставленном “Ъ”. Инициативу планируется представить 26 марта на конгрессе Writers & Directors Worldwide в Москве. Поправки должны быть внесены в ст. 1263 ГК, по которой выплаты получают авторы музыки в составе аудиовизуальных произведений. Вознаграждения сценаристам и режиссерам можно выплачивать по аналогичной схеме — из выручки кинотеатров, телеканалов и интернет-площадок. Речь идет не о перераспределении, а об увеличении сборов: выплаты для режиссеров и сценаристов должны рассчитываться отдельно, уточняется в сообщении.
Инициаторами поправок выступают Гильдии кинодраматургов и режиссеров, обращения планируется направить в Госдуму, Минкульт и администрацию президента, уточняет член правления Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский: «Идее уже много лет, это тяжелый бюрократический вопрос, но мы надеемся, что сможем привести ситуацию в России в соответствие с логикой закона и мировой практикой».
Сборами с кинотеатров и телеканалов в пользу авторов музыки занимается Российское авторское общество (РАО). Согласно отчету за 2017 год (более свежих данных нет), выплаты вознаграждения за этот период составили 3,7 млрд руб., из них 84% — российским правообладателям. В РАО отметили, что поддерживают инициативы участников конгресса, направленные на «улучшение положения творцов», но подчеркнули, что изменение системы не должно идти во вред пользователям прав.
По оценке Алексея Алешковского, приблизительная вилка дохода сценариста в России — от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. за одну часовую телевизионную серию и 1–5 млн руб. за сценарий полнометражного прокатного фильма; доход режиссеров, как правило, выше. «Отчисления авторам в первую очередь компенсируют низкий уровень или отсутствие пенсий в отрасли»,— подчеркивает он. Авторы инициативы не предлагают конкретных ставок; по закону их устанавливают сами авторские организации. Например, ставка РАО для сетевых кинотеатров составляет 1% с выручки от продаж билетов. Таким образом, например, только с проката фильма «Т-34» российские композиторы должны были бы получить около 23 млн руб. (за вычетом расходов РАО), а со всех отечественных фильмов в прокате 2018 года — около 138 млн руб.
«Киноиндустрия испытывает огромную нагрузку, связанную с расчисткой дат, изменением портрета аудитории, возросшей конкуренцией со стороны онлайна, пиратством, всевозможными отчислениями и выплатами. Сейчас может обсуждаться только снижение нагрузки, иначе мы рискуем снова получить автосалоны и рынки вместо кинотеатров»,— возражают в сети «Каро».
«Практику выплат работникам киноиндустрии из бюджетов кинотеатров можно довести до логического финала: выплачивать вознаграждения, например, буфетчицам, бухгалтерам, доплачивать зрителям за просмотр фильмов»,— иронизирует глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин. Выплаты авторам музыкальных произведений уже составляют значительную нагрузку на бюджет кинотеатров, уточняет он: на них приходится 0,8–3% общих кассовых сборов, то есть 1,6–6% дохода от проката фильма. Вознаграждения авторам музыки ввел еще Иосиф Сталин «для поддержки бедных композиторов», добавил господин Березин. Режиссеры и сценаристы, подчеркнул он, получают гонорары и «имеют много других способов заработка».
После выхода заметки в Российском союзе правообладателей уточнили, что союз не является инициатором внесения поправки и только соорганизует конференцию Writers & Directors Worldwide, на которой обсуждается эта тема. Реальная ставка РАО для кинотеатров составляет около 0,8%, а для новых кинотеатров она в два раза ниже, также уточнил председатель совета директоров РАО Андрей Кричевский.
В пресс-службе РАО также уточнили, что сейчас отчисления вознаграждения в пользу кинокомпозиторов в России составляют порядка 300 млн руб. в год, сбор такого вознаграждения на территории Белоруссии и Казахстана не осуществляется. «Что касается изменения отчислений, предварительно можно сказать, что речь идет как минимум о тех же размерах вознаграждения, которое сейчас выплачивается в пользу кинокомпозиторов»,— прокомментировали в пресс-службе РАО.