«Это отборное иезуитство»

Представители религиозных объединений обнаружили оскорбительный характер концепции закона «О культуре»

Представители Русской православной церкви и ряда других религиозных объединений выступили с критикой разработанной администрацией президента РФ концепции закона «О культуре». Они осудили предложение вывести произведения искусства из-под действия ст. 148 УК РФ (публичные действия в целях оскорбления религиозных чувств верующих). Эксперт полагает, что приглашение верующих к обсуждению концепции помогло бы найти более гибкие формулировки. Ранее президентский Совет по правам человека (СПЧ) призывал частично декриминализовать ст. 148 УК РФ, по которой с 2014 по 2017 год были осуждены 13 человек.

Скептически оценивая концепцию нового закона о культуре, Сергей Шнуров, Сергей Сельянов, Карен Шахназаров и Андрей Макаревич едва ли ожидали поддержки конфессиональных сообществ

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Как ранее сообщал “Ъ” (см. номер от 23 марта), в Госдуме прошли парламентские слушания концепции закона «О культуре», разработанного в администрации президента РФ. В концепции говорится, что новый закон «О культуре» должен способствовать «созданию в обществе насыщенной интеллектуальной, духовной среды, которая позволит воспитать поколения, способные обеспечить будущее величие и силу России», а «полноценное культурное развитие страны возможно только при всестороннем взаимодействии общества и государства». Тогда члены общественного совета при думском комитете по культуре к документу отнеслись скептически, усомнившись, что эту сферу вообще можно регулировать законом. Теперь же концепцию подвергли критике и представители конфессиональных сообществ: их насторожило положение, согласно которому «литературные и музыкальные произведения, театральные постановки, произведения изобразительного искусства, визуальных искусств, экспозиции и выставки в музеях, произведения киноискусства, демонстрируемые в киноклубах и синематеках» не подлежат квалификации как «публичные действия» по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия в целях оскорбления религиозных чувств верующих).

Напомним, 29 июня 2013 года президент Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и дополнительные нормативно-правовые акты РФ в целях противодействия оскорблению общерелигиозных взглядов и чувств верующих». С тех пор «публичные действия в целях оскорбления религиозных чувств верующих» наказываются штрафом до 300 тыс. руб., обязательными работами на срок до 240 часов, принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок. Концепция же выводит из-под действия этой нормы книги, выставки, фильмы, театральные постановки и другие художественные высказывания.

Что нужно знать о 148-й статье УК РФ

Смотреть

«Мы выступаем против того, чтобы театральные постановки, художественные экспозиции, произведения киноискусства были выведены из-под действия ст. 148 УК, потому что они предназначены для публичного просмотра и относятся к публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих,— заявила руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега).— Очень жаль, что с нами не проконсультировались разработчики закона. Мы будем вести работу, направленную на исключение этих норм из законопроекта». «Невозможно создать пространство, которое будет выведено из действия закона, распространяющегося по общему правилу на всех граждан,— сказал “Ъ” заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.— Свобода творчества нигде и никогда не была абсолютной, об этом говорится во многих национальных и международных документах. Например, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: свобода творчества может быть предметом ограничения по соображениям защиты прав других лиц, нравственности и морали».

«Мы поддерживаем позицию РПЦ,— сказал “Ъ” раввин Зиновий Коган.— Нельзя допустить возможность клеветать и оскорблять верующих. Отмена законодательных норм, на мой взгляд, даст такую возможность. Не надо трогать хорошо упакованное зло». «Мы ни в коем случае не против выражения мыслей, чувств и идей посредством искусства и творчества,— заявил “Ъ” первый зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов.— Однако должны соблюдаться границы разумного, а люди должны чувствовать ответственность за свои дела и слова перед обществом и нести ее перед законом». «Это отборное иезуитство со стороны авторов законопроекта,— считает первый заместитель начальствующего епископа—управделами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас.— В такой логике нужно поправить и статьи о хулиганстве в КоАП и УК РФ, и если матерная брань, оскорбления и угрозы звучат из уст деятелей культуры в стенах учреждений культуры или просто в стихотворной форме, то не наказывать, а, напротив, выдвигать на литературную премию».

«Концепция проекта закона "О культуре", выводя произведения искусства из-под действия статьи УК РФ об оскорблении религиозных чувств, исходит из необходимости защиты конституционного права творца на самовыражение и свободу творчества, учитывая печальный опыт погромов выставок православными активистами, запрета или срыва постановок, протестов против фильмов,— считает руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.— Вместе с тем создается коллизия: разработчики проекта оставляют одним гражданам возможность высказывания, оскорбительного по отношению к верующим, а другим — нет, хотя статьи УК РФ написаны абсолютно для всех». Эксперт считает, что разработчикам следовало учесть мнение религиозных объединений — это, по его словам, позволило бы найти более гибкие формулировки: «Но представителей РПЦ и других объединений никто в рабочую группу не приглашал».

Напомним, разработка поправок к ст. 148 УК РФ началась после «панк-молебна» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в конце февраля 2012 года. Трех из пяти участниц «молебна» суд приговорил к двум годам лишения свободы за мелкое хулиганство, но затем одной из них, Екатерине Самуцевич, наказание заменили на условное, а две другие — Надежда Толоконникова и Мария Алехина — были освобождены по амнистии за два месяца до истечения срока заключения. Граждане, заявлявшие об оскорблении их религиозных чувств, с тех пор неоднократно устраивали погромы на выставках и добивались отмены театральных постановок. Массовое движение оскорбленных верующих возникло в связи с прокатом фильма «Матильда» Алексея Учителя в 2017 году: создатели столкнулись с угрозами и попытками запрета картины, но уголовному преследованию не подвергались. По данным судебного департамента Верховного суда, с 2014 по 2017 год по ст. 148 УК РФ были осуждены 13 человек; применялась она главным образом в связи с публикациями в интернете. Летом 2018 года СПЧ рекомендовал частично декриминализовать ст. 148 и наказывать за действия, а не за высказывания.

Павел Коробов, Иван Тяжлов

Вся лента