Финансы поворачивают лицом к нацпроектам
Коллегия Минфина назвала главные задачи ведомства
Работа Минфина обеспечила хорошее состояние госфинансов и успешный переход на новую ставку НДС. Так оценил итоги делового года министерства премьер Дмитрий Медведев. Теперь Минфину предстоит внести в Налоговый кодекс ряд неналоговых платежей, консолидировать региональные финансы и запустить систему индивидуального пенсионного капитала. По оценкам главы Минфина Антона Силуанова, это позволит увеличить пенсии до 20% и добавит 1,5% к росту ВВП.
Минфин сегодня на расширенной коллегии отчитался о результатах работы в 2018 году и задачах на 2019-й. Краткие итоги прошлого года подвел открывший заседание премьер-министр Дмитрий Медведев, отметивший профицитный бюджет, рост ВВП на 2,3% и начало нового политического цикла, главным в котором правительство видит необходимость реализации нацпроектов,— ради этого, в частности, была актуализирована структура правительства, в которой глава Минфина Антон Силуанов стал первым заместителем премьера.
«Вся работа Министерства финансов ориентирована на выполнение нацпроектов. В первую очередь нужны инвестиции»,— констатировал в начале своего выступления глава Минфина, первый вице-премьер Антон Силуанов, пояснив, что для этого необходима предсказуемая бизнес-среда.
Бюджет балансируется при цене на нефть в $35–45 за баррель, что является одним из лучших результатов за последние 10 лет, заявил глава Минфина.
Согласно материалам ведомства к заседанию, Минфин сохраняет намерение по включению в Налоговый кодекс отдельных неналоговых платежей — это первый пункт в перечне задач, которые ставит себе на 2019 год Министерство финансов.
Также в планах ведомства — продолжение амнистии капиталов, проведение эксперимента с налогом на самозанятых, завершение формирования системы прослеживаемости товаров и внедрение ЕГАИС на рынке фармсубстанций и продолжение ужесточения контроля рынков алкоголя и пива. Среди сервисов, которые намерено развивать ведомство,— возможность оплаты юрлицами авансовых платежей по налогам на единый код бюджетной классификации, упрощение платежей в бюджет через УИН, а также ускорение снятия запретов на пересечение границы после оплаты задолженностей перед бюджетом.
В региональном разрезе задачами на текущий год Минфин видит принуждение субъектов РФ к формированию «реалистичных бюджетов» на базе «объективных прогнозов» и к соблюдению соглашений с центром о бюджетных кредитах — с особым упором на бюджетную дисциплину для «высокодотационных» регионов (согласно материалам Минфина, в РФ остаются два региона с госдолгом выше 100% — против семи в 2018 году, но еще 10 субъектов близки к критической отметке — уровень их долговой нагрузки превышает 85%). Со стороны федерального центра ведомство считает необходимым обеспечить «прозрачность и предсказуемость» выделения регионам средств на нацпроекты, а также развивать стимулирующие трансферты за эффективную работу с нацпроектами.
В долговой политике ведомство намерено продолжать диверсификацию госзаймов, в том числе расширяя использование ОФЗ с переменным купоном и госбумаг с доходностью, привязанной к инфляции.
Профицитный бюджет позволит Минфину в текущем году практически полностью прекратить финансирование госрасходов из суверенных фондов — объем их использования снизится в 2019 году до 4,9 млрд руб. после 1,1 трлн в 2018 году. Большая часть ФНБ останется вложенной в иностранные активы для «минимизации бюджетных рисков», однако министерство намерено наращивать их доходность, в том числе за счет переноса части средств ФНБ на счета ЦБ и затем на короткие, до года, депозиты в банках, что позволит обеспечить доходность, сопоставимую со ставками денежного рынка. Также предполагается дать возможность использования средств ФНБ (по достижении им порога в 7% ВВП) для финансирования экспортных поставок российской продукции.
В регулировании финансовых рынков и банковской деятельности Минфин предполагает ввести в 2019 году единый идентификатор кредитов (нужно для обеспечения полноты и достоверности кредитных историй) и единую систему поиска информации о залогах, а также совместно с ЦБ усиливать давление на рынок потребительского кредитования (регуляторы считают перегрев этого сектора опасным и для финансов беднейшего населения, и для банков, концентрирующихся на таких займах).
Особые надежды Минфин возлагает на запуск системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
По словам господина Силуанова, законопроект по теме готов, его надо принимать, а запуск системы позволит увеличить пенсии до 20% и прибавит к росту ВВП 1,5%. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в своем выступлении на коллегии заявила, что финансовая стабильность обеспечена бюджетным правилом и действиями ЦБ по его исполнению, но в стране нет источников длинных денег. В этом смысле система ИПК, кроме социальных задач, должна обеспечить тему длинных денег.
Среди прочих направлений работы финансового ведомства стоит отметить планы по «совершенствованию госполитики в отношении дивидендных выплат» госкомпаний — напомним, Минфин последовательно приближает норматив средств, направляемых ими на дивиденды, к 50%: в ведомстве воспринимают эти средства как прямые доходы бюджета от госсобственности.
Алексей Кудрин, отметив, что он «любит выступать в этом зале» (чиновник возглавлял Минфин до 2011 года и ушел в отставку из-за критики госрасходов на вооружения), сегодня посвятил свое выступление критике экономической политики Белого дома. Так, одним из самых ярких моментов его выступления стало упоминание роста доли государства в экономике — и пассивности правительства при планировании приватизации: «24 млрд руб. Меньше за 15 лет ни разу не планировали!»