Цифра в банковской сети
Цифровизация банковской сферы оказывает влияние на все параметры и направления работы кредитных учреждений — от скорости проведения операций до изменения политики территориального развития. Дистанционный доступ к продуктам и услугам расширяет конкурентные возможности банков, одновременно предоставляя их клиентам возможность лучшего выбора вне зависимости от географии присутствия финансового института. Эксперты банковского рынка высказывают схожие взгляды на перспективы цифровизации, однако несколько расходятся во мнениях ее влияния на будущее сетевой инфраструктуры.
Экономический эффект цифровизации
В проекте «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов», разработанном Банком России, говорится, что цифровизация — это давно назревший процесс качественного изменения принципов работы финансового рынка, основанный на хранении и учете информации, которая легко преобразуется, накапливается и обрабатывается с помощью все более мощных средств вычислительной техники. По мнению регулятора, будущее российского финансового рынка зависит в том числе от ответов на вопросы, которые ставят финансовые технологии, поскольку цифровизация, повышая доступность, удобство пользования финансовой услугой и снижая ее цену, создает новые и усложняет прежние вызовы.
При этом старший управляющий директор — главный аналитик ПАО «Сбербанк» Михаил Матовников наблюдает не равномерность, а этапность эволюции финансово-технологических процессов. «Мы уже прошли этап, который условно можно назвать цифровизацией, и приступили к следующему — мобилизации»,— уверен аналитик. По его мнению, если еще пять лет назад цифровизация услуг означала доступ к ним с компьютера, то сегодня порядка 80–90% пользователей — и бизнеса, и физических лиц — заходят в банковские приложения со своих устройств, не пользуясь веб-версией. «Мы находимся на этапе мобилизации всех ключевых сервисов»,— делает вывод Михаил Матовников.
Несколько с другой стороны оценивает происходящие процессы управляющий по стратегическому маркетингу Промсвязьбанка Андрей Бархота. Признавая ключевую функцию Банка России в обеспечении равного доступа для банков к сервисно-клиентским каналам, топ-менеджер банка считает, что, по сути, речь идет о стимулировании неценовой конкуренции на банковском рынке, где спрос на финансовые услуги будет формироваться под влиянием непрерывной работы над улучшением сервисов и технологических инноваций. С ним солидарен и управляющий операционным офисом Абсолют Банка в Новосибирске Евгений Шеин. «Цифровизация приведет к изменению конъюнктуры рынка: клиенты смогут обслуживаться не только в тех банках, которые работают в их городе или регионе, а в любом, где есть нужная услуга. Это повысит уровень доступности банковских продуктов и качество банковского сервиса»,— убежден руководитель офиса банка.
Директор департамента Digital банка «Открытие» Александр Пятигорский рассматривает экономический аспект современных технологий. По его мнению, цифровизация для банков — это одновременно возможность оптимизации операционных затрат на обслуживание клиентов, возможность более массового использования услуг банка и новое поле дифференциации перед клиентом. А директор регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка Анна Тихонова видит суть любых изменений в конечной цели бизнеса — удовлетворении запроса клиентов. Для решения этой задачи, по ее словам, нужны новые инструменты, и это требование времени. «Сегодня финансовые показатели — рентабельность капитала, прибыльность банка — уже напрямую зависят от активности в цифровой плоскости»,— говорит госпожа Тихонова.
Цифровизация в цифрах
Евгений Шеин считает, что интернетом и мобильными приложениями активно пользуются до 94% россиян, а готовы управлять своими финансами онлайн 70% граждан страны. «В России доля клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание, составляет порядка 55–70%. Для развитых финансовых рынков соответствующее значение составляет 60–90%, в развивающихся заметно ниже — 20–40%»,— делится информацией Андрей Бархота.
А Михаил Матовников иллюстрирует уровень цифровизации на примере своего банка. «В Сбербанке проникновение цифровых услуг среди клиентов — физических лиц составляет около 50%, среди юридических лиц показатель близок к 100%»,— говорит аналитик. Он раскрывает технологию оценки уровня проникновения цифровых услуг, выделяя такие показатели, как DAU (daily average users, количество уникальных посетителей, которые зашли в приложение хотя бы раз в сутки) и MAU (monthly average users, количество уникальных посетителей, которые зашли раз в месяц). По мнению управляющего директора — главного аналитика ПАО «Сбербанк», соотношение DAU/MAU — важный коэффициент, позволяющий понять, сколько людей пользуются сервисами ежедневно.
«Онлайн-банком у нас пользуются более 65% розничных клиентов, а более 80% наших клиентов предпочитают мобильный банк, и эта цифра год к году растет — так, в конце 2016 года мобильным банком пользовались только 50%»,— приводит данные в динамике Анна Тихонова. Директор регионального центра «Сибирский» отмечает прямую зависимость частоты использования дистанционных сервисов от уровня дохода клиента. «Например, в сегменте low mass (население с низким доходом) показатель проникновения (penetration) — порядка 40%, в то же время проникновение в высокодоходном сегменте составляет более 80%»,— подтверждает Анна Тихонова свои слова статистической информацией.
Говоря о дальнейших перспективах цифровизации банковского сектора, Александр Пятигорский уверен: потенциал ее роста равен всему обслуживаемому в банках населению, и это касается и физических, и юридических лиц. «Нет никого, кто бы отказался от удобства, комфорта и экономии»,— убежден директор департамента Digital банка «Открытие».
Цифровизация и сеть: pro et contra
По информации Сибирского главного управления Банка России, на территории Сибирского федерального округа в 2018 году заметно уменьшилось количество банковских офисов — сеть кредитных учреждений сократилась на 391 точку присутствия. Однако регулятор уверен, что в целом доступность финансовых услуг повышается за счет появления новых способов их предоставления, расширяется и продуктовая линейка для потребителя. «Распространение современных финансовых технологий содействует развитию конкуренции на финансовом рынке, повышает доступность, качество и ассортимент финансовых услуг, снижает издержки финансовых компаний»,— говорится в проекте «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов».
«Сетевая инфраструктура российских банков продолжает сокращаться»,— соглашается Андрей Бархота. По его мнению, развитие банковской цифровой среды является естественным аргументом в пользу оптимизации традиционных региональных сетей, в то же время темпы сокращения сети отделений значительно снизились. Управляющий по стратегическому маркетингу Промсвязьбанка дифференцирует роли инфраструктуры и современных технологий в бизнесе кредитных учреждений, отмечая, что банковские региональные сети по-прежнему остаются ключевым каналом продаж финансовых продуктов, в то время как дистанционные каналы призваны обеспечивать обслуживание клиентов.
А Евгений Шеин иллюстрирует прогресс дистанционных банковских технологий на примере сделок ипотечного кредитования. «Сейчас на рынке реализуются проекты, которые позволят перевести процесс оформления ипотеки полностью в онлайн: удаленная биометрическая идентификация и электронные закладные. Ипотечные сделки вообще без посещения офиса банка, полностью онлайн могут стать реальностью уже в ближайшее время»,— полагает управляющий операционным офисом Абсолют Банка. «Используя цифровую платформу банка по выдаче жилищных займов, риэлтор или застройщик заводит заявку на кредит прямо у себя в офисе, поскольку клиент принимает решение о покупке квартиры не в банке, а там, где смотрит варианты жилья»,— приводит Евгений Шеин еще один пример переноса традиционных банковских операций за стены кредитных учреждений.
В то же время Александр Пятигорский указывает на то, что в различных банках политика относительно развития сети физического присутствия может быть совершенно разной. «На сегодня есть банки, которые продолжают системно развивать сеть как конкурентное преимущество — для значительной доли клиентов широкая сеть отделений и правда все еще является значимым аргументом при выборе банка»,— говорит директор банковского департамента. Он считает, что эта доля будет уменьшаться по мере проникновения полноценных цифровых услуг достойного качества, однако пока видит: когда одни банки сокращают количество отделений, другие не могут себе этого позволить ввиду несовершенных информационных систем, которые не позволяют перенести операции в онлайн.
С другой стороны, Анна Тихонова уверена, что банковские офисы нужны и будут успешно существовать, но их функции будут трансформироваться, меняться и развиваться. «Успешна такая модель, когда выстроено максимально эффективное сотрудничество между сетью и электронным каналом»,— рассуждает руководитель регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка. Она признает: на данный момент классическая сеть по-прежнему лидирует в объемах продаж, но замечает, что цифровая среда начинает уверенно конкурировать с этим каналом. При этом Анна Тихонова говорит об отсутствии планов по сокращению сети, анонсировав открытие нового офиса.