«Наши ординарные жизни изображал как экстраординарные»
Дмитрий Буткевич — о выставке «Весь Рембрандт»
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о работах Рембрандта ван Рейна, которые будут представлены в Rijksmuseum в Амстердаме.
В амстердамском Rijksmuseum открылась выставка с названием «Весь Рембрандт». Приурочена она, как это сейчас крайне модно в Европе, к дате смерти великого голландца — к 350-летию кончины. Около 400 произведений живописи, рисунков и скетчей этого, как выразился директор Rijksmuseum Тако Диббитс, «первого инстаграмщика». Диббитс говорит агентству AFP о Рембрандте так: «Ни один художник не сделал столько автопортретов; он писал свою семью, друзей, на улицах города, в деревнях, даже позволил нам зайти в свою спальню, где лежала его больная жена. — И продолжает уже про выставку, — Впервые в истории Rijksmuseum показывает всего нашего Рембрандта: 22 картины, 300 эскизов, 60 рисунков». Большинство из представленных работ никогда не показывают публике — слишком уж они хрупкие. Кстати, зрители сумеют в последний раз перед длительной реставрацией увидеть «Ночной дозор»; до 10 июня включительно.
Что касается собственной коллекции амстердамского музея, она является крупнейшим собранием живописи Рембрандта Харменс ван Рейна в мире. Начинается с самого раннего из его известных автопортретов, с пышной кипой волос, датированного 1628 годом, когда художнику всего 22. И заканчивается «Автопортретом в образе апостола Павла» 1661 года, за восемь лет до смерти. 55-летний живописец выглядит глубоким стариком: морщинистый, седые волосы выглядывают из-под повязки-тюрбана, в глазах изумление и денежные проблемы (про проблемы — это не моя фраза, а издания ArtDaily).
И снова приведу слова директора музея: «Такая выставка случается раз в поколение». А сама фигура Рембрандта и его место в истории искусств — без него наш взгляд на мир был бы другим. Мы бы до сих пор могли писать только богов и богинь, и сцены из античности. Он сделал из необычных историй обычные, а наши ординарные жизни изображал как экстраординарные. Как утверждает господин Диббитс, он определил будущий взгляд на окружающий мир, а также точку зрения фотографического воспроизведения этого мира.