«Учителя тоже люди и имеют право соответствовать времени»
Дмитрий Дризе — о скандале вокруг барнаульской учительницы
Скандал вокруг учительницы в купальнике вышел на федеральный уровень. Министерство просвещения поручило чиновникам Алтайского края детально разобраться в истории с увольнением преподавателя русского языка и литературы Татьяны Кувшинниковой. Последняя была вынуждена уйти с работы из-за фото в социальных сетях. В Барнауле отреагировали оперативно — повода для увольнения не было. Однако, несмотря на это, Кувшинникова отказалась возвращаться на работу. Политический обозреватель «Ъ FM» Дмитрий Дризе считает ситуацию иллюстрацией серьезного провала всей российской системы образования.
Новый герой российского медиапространства — учительница русского языка и литературы из Барнаула, 38-летняя Татьяна Кувшинникова. Спортсменка, член алтайской федерации зимнего плавания, активно пропагандировала здоровый образ жизни. В частности, разместила в социальных сетях фото в закрытом купальнике с грамотой и с медалями. И другая фотография — зимой, в тонком обтягивающем платье и летних туфлях на каблуках — символизировала то, что моржи мороза не бояться. Однако кто-то, вроде бы из родителей, скинул фото директору школы. Учительская и часть родительской общественности возмутилась. Чему такой педагог детей учит? Началась травля, которая сопровождалась эпитетами следующего содержания — «даже проститутки так не одеваются». Руководство посчитало, что, конечно, она имеет право на личную жизнь, однако подобное было размещено всем напоказ, и в том числе ученикам. Преподавателя уволили. Но вскоре возникала проблема: кто детей-то учить будет, тем более по ключевому предмету?
Кувшинникова, как видно, справлялась так или иначе со своими профессиональными обязанностями. Некая, видимо, большая часть родителей за нее заступилась. Школа была вынуждена согласиться. Но дело сделано. Как теперь возвращаться, после такого скандала? Тема, естественно, выигрышная, скандалбная — намек на сексуальную почву, непростые отношения человека и общества. История вышла не федеральный уровень. Даже Ксения Анатольевна Собчак заступилась за пострадавшую учительницу, напомнила о себе. Тем более что случай далеко не первый. Есть по меньшей мере две подобные истории. В итоге региональные чиновники от образования вынесли свой вердикт: ничего плохого гражданка Кувшинникова не сделала, имеет право и дальше работать в российском образовании. Однако и это выступление запоздало. Не хочет человек больше работать. К тому же теперь ее вся страна знает.
Что же в сухом остатке? Здесь сразу несколько аспектов. Во-первых, конфликт поколений — старого советского понимания нравственности и новой жизни в социальных сетях. Собственно, здесь еще можно поспорить на тему того, насколько советское понимание старое. Сейчас как раз мы видим ренессанс всех этих ценностей. А с другой стороны, учителя тоже люди и имеют право соответствовать времени.
Кто же должен предотвращать все эти конфликты? Наверное, ответственные чиновники, в том числе и в московских министерствах.
Вместо того, чтобы учебники переписывать на патриотический лад, можно было бы и о людях подумать, хоть чуть-чуть обратить на них внимание. Методичку бы хоть какую-нибудь разослали для директора и завуча, что, мол, так и так, имеет право, если без вызова для общества.
А то ведь нехорошо получается. Президент с высокой трибуны заявляет, что забота о подрастающем поколении — приоритет для государства. Нужно привлекать в профессию больше молодых, перспективных учителей. А что же на деле происходит? В проруби не купайся, в купальниках не фотографируйся, про социальные сети забудь, иначе уволим, да еще и подвергнем травле. Кто пойдет после этого на такую работу в XXI веке?
Подумать о людях — в целом неплохой посыл для власти, он не только учителей касается. Если бы о них почаще думали, может быть, совсем другая жизнь у нас была бы.