У курсантов выявили недолет
Суд обязал Ульяновский институт гражданской авиации обеспечить учащимся летную практику
Ленинский районный суд Ульяновска по иску транспортного прокурора обязал Ульяновский институт гражданской авиации (УИГА) до наступления лета обеспечить летную практику курсантов, которые не получили дипломы только из-за того, что до сих пор не отлетали нужный объем часов. На дефицит обученных пилотов указывают и авиакомпании. В суде представители института заявили, что не считают себя виновными в создавшейся ситуации: для практики не хватает техники и финансов, а это зависит от Росавиации. В ведомстве на запрос “Ъ” не ответили. Эксперты считают, что перед правительством стоит выбор: финансировать летные учебные заведения в соответствии с потребностями отрасли либо давать зеленый свет частным школам пилотов.
В конце минувшей недели Ленинский районный суд Ульяновска удовлетворил иски к УИГА ульяновского транспортного прокурора по факту задержки выдачи дипломов курсантам и студентам института и его филиалов. Как сообщает региональная транспортная прокуратура, ее проверка в конце 2018 года выявила факты невыдачи институтом и его филиалами (Краснокутское, Сасовское и Омское летные училища) дипломов курсантам и студентам, поскольку те не прошли необходимый по программе объем летной подготовки. Пока суд рассмотрел только два иска прокуратуры в связи с отсутствием дипломов у двоих омских курсантов, на очереди еще три иска, затем, вероятно, последуют новые иски. «Таких студентов и курсантов несколько десятков, причем самая большая "задолженность" в Омском летно-техническом колледже, там курсанты не получили дипломы еще с 2017 года»,— пояснил “Ъ” и. о. ульяновского транспортного прокурора Дмитрий Толстых.
О проблеме с летной практикой в УИГА заявлял еще в декабре прошлого года гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков, отмечавший в интервью РБК, что система подготовки пилотов в России «полностью развалена», потребность в пилотах растет, но учебные заведения выпускают мало специалистов, а июньские выпускники УИГА «до сих пор не могут прийти в "Победу", потому что не получили дипломы, которые им не выдают из-за того, что они не отлетали нужное количество часов ввиду нехватки самолетов».
Из материалов процесса следует, что ситуация с невыполнением программы летной практики «возникла по причине отсутствия в институте и его филиалах достаточного количества воздушных судов и летно-инструкторского состава».
Представитель прокуратуры заявил, что «проблема образовалась достаточно давно», но «УИГА не предпринимает должных мер для выполнения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности». В свою очередь, представители УИГА заявили, что вины института в этом нет. Госзадание по количеству студентов на целевой прием устанавливается Росавиацией, воздушных судов не хватает, поскольку субсидии на выполнение госзадания, которые должны покрывать в том числе расходы на закупку воздушной техники, не выделяются, а самолеты и тренажеры закупаются в соответствии с ФЦП, но поэтапно. «Средства на закупку воздушной техники в 2017–2018 годах не выделялись,— отметили представители вуза,— хотя УИГА и направлял в Росавиацию письма о потребности в авиатехнике.
Недостаточное количество инструкторов в УИГА объясняли низкой зарплатой — грамотные пилоты уходят в авиакомпании, где доход на порядок выше (зарплата инструкторов — 45–60 тыс. руб. в месяц, в то время как в "Аэрофлоте" она может быть от 300 до 500 тыс. руб.)».
«Уровень зарплаты инструкторов также устанавливается Росавиацией»,— пояснил “Ъ” господин Толстых.
Суд согласился с требованиями транспортной прокуратуры и удовлетворил ее иски, потребовав от УИГА обеспечить завершение летной практики в срок до 1 июня 2019 года. Представитель транспортной прокуратуры считает, что, если УИГА не хочет лишиться образовательной лицензии, он должен принять меры для обеспечения всего учебного процесса, «а как это сделать — это уже им решать».
Будет ли УИГА обжаловать решение суда, пока неизвестно: проректор УИГА Олег Бабкин отметил, что все пояснения, прозвучавшие в суде от института, «были правильные, и добавить нечего», и сообщил, что решение об обжаловании будет приниматься коллегиально.
В Росавиации на запрос “Ъ” во вторник не ответили.
Глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что решение суда — «достаточно весомый рычаг, чтобы УИГА мог обратиться в Росавиацию по вопросам финансирования». «Но мы понимаем, что в России сложилась система подготовки летных кадров, когда ее частная составляющая де-факто разрушена, а государственная — негибкая, и она не в состоянии обеспечить необходимый налет. Государство не может быть собакой на сене: либо оно полностью удовлетворяет все требования отрасли, в том числе в части финансирования института, зарплат, наличия авиатехники, либо пусть дает зеленый свет частным учебным заведениям».