У таксистов проверят качество сна
Московские власти готовят систему по контролю режима труда водителей
В 2018 году количество ДТП с участием такси в Москве выросло на 25% по сравнению с 2017-м. Для решения проблемы столичные власти собираются запустить специальную систему, которая не позволит получать заказы водителям, находившимся за рулем больше восьми часов. Агрегаторы заказов уже заявили, что готовы к ней подключиться. Кардинально ситуация с безопасностью перевозок должна измениться после принятия нового закона о регулировании такси: в Госдуме, как выяснил “Ъ”, активно работают над документом и намерены одобрить его летом 2019 года.
Данные об аварийности с участием такси представил вице-мэр Максим Ликсутов во вторник. В 2018 году в столице произошло 764 аварии, это на 25% больше, чем годом ранее. Погибло 23 человека (+15%), ранено — 900 (+17,8%). В 2017 году аварийность с такси тоже росла, но темпы были вдвое меньше. Речь только о ДТП с пострадавшими. Мелкие аварии, в которых пострадали только машины, не учитываются. В департаменте транспорта называют несколько причин сложившейся ситуации, среди которых — чрезмерная продолжительность рабочего дня (водители работают по 12 часов и больше, устают и засыпают за рулем). Некоторые интернет-агрегаторы ограничивают водителям время доступа к системе заказов, но водители переключаются на другие приложения (например, с «Яндекс.Такси» на Gett), отследить это невозможно.
Как рассказал “Ъ” Максим Ликсутов, в конце 2019-го — начале 2020 года планируется запустить специальную систему, которая будет ограничивать доступ к системе заказов такси для водителей, отработавших более восьми часов за рулем, не имеющих полиса ОСАГО и не прошедших медосмотр.
С программной точки зрения, пояснил “Ъ” господин Ликсутов, будет создан шлюз между приложением на смартфоне таксиста и агрегатором, который будет работать как фильтр, запрашивающий сведения у МВД и базы разрешений такси.
«Работа новой системы возможна только при согласии агрегаторов к ней подключиться,— говорит вице-мэр.— Но предварительно мы обсудили этот вопрос с основными участниками рынка, они согласны передавать данные о времени работы водителей». «Мы ведем диалог и совместно обсуждаем различные варианты, как повысить безопасность поездок»,— заявили “Ъ” в пресс-службе «Яндекс.Такси». «Мы всячески выступаем за любые решения, которые направлены на усиление безопасности перевозок,— заявили в пресс-службе "Ситимобил".— И в том числе принимаем активное участие в развитии идеи обмена информацией между игроками рынка о количестве времени, проведенного на линии».
Регионы могут ввести обязанность для агрегаторов подключаться к новой системе, а федеральное законодательство менять не придется, говорит руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. По его словам, нужно издать постановление правительства Москвы и ввести ответственность в КоАП Москвы для компаний за отказ передавать информацию. «Очень хорошая инициатива, но при создании системы нужно будет подумать о последствиях для самих таксистов,— говорит эксперт по такси "Синих ведерок" Елена Гращенкова.— Ведь сейчас им приходится работать по 12–14 часов не просто так, а потому, что тарифы, навязанные агрегаторами, слишком низкие, чтобы за стандартный рабочий день хоть что-то заработать. Без внятной финансовой модели невозможно спрогнозировать эффект от новой системы, насколько рабочей она будет и не начнут ли ее таксисты обходить».
Снижение аварийности и упорядочение рынка такси ожидается после принятия новой редакции «закона о такси» (поправки к ФЗ №69), отметил Максим Ликсутов. Разработка документа ведется уже более шести лет, в конце 2018 года он был принят в первом чтении. Планируется ввести ответственность для агрегаторов и уточнить обязанности таксистов. Редакция ко второму чтению будет серьезно отличаться от текущей версии, заявил “Ъ” глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев: «Создана рабочая группа, работа идет непростая. Поправок много, более двухсот. Например, сейчас дискутируем, допускать ли на работу в такси иностранцев. Думаем про регулирование деятельности агрегаторов и как сделать так, чтобы по 18 часов за рулем водители не находились, переключаясь между приложениями». По словам господина Москвичева, законопроект планируется принять в окончательном виде в июне-июле 2019 года. Столичные власти ранее направляли в комитет свои идеи по доработке законопроекта. Господин Москвичев заявил, что 80% из них будут учтены.