«MIPIM стал площадкой для нетворкинга между бизнесом и властью»

Дворец кинофестивалей в Канне, куда, как домой, приезжают кинозвезды разного уровня, давно стал излюбленным местом для девелоперов не только Европы, но и Азии. В текущем году здесь в 30-й раз прошла международная выставка недвижимости MIPIM. Директор выставки Ронан Васпарт рассказал в интервью “Ъ-Дому”, как на знаменитой набережной Круазетт формируются мировые тренды на рынке строительства и зачем на Лазурный берег Франции приезжают чиновники разных стран.

Директор выставки MIPIM Рон Васпарт

Фото: REEDMIDEM

— Что было сделано за те 30 лет, что проходит MIPIM?

— Во-первых, увеличилось количество стран, участвующих в выставке. В конце 1980-х годов, когда наша выставка только начиналась, в ней участвовали всего три-четыре европейские страны. Это был своего рода смотр достижений в области девелопмента и архитектуры. Если оглянуться назад, то можно представить себе, что MIPIM на начальном этапе оказался попыткой продвинуть прежде всего проекты, реализуемые во Франции в целом, в частности объекты на Лазурном берегу (как раз в те годы в этой части Прованса, включая Ниццу, Сен-Тропе, Антиб, Канн, стали строиться новые жилые объекты и проходить реновацию существующие.— “Ъ”). Во-вторых, сейчас MIPIM — это выставка не только для европейских стран, но и для девелоперов Азии и Ближнего Востока. В этом году, например, отдельный павильон был у Египта, в разные годы и в разном формате здесь выставлялись компании из Объединенных Арабских Эмиратов. Кроме того, российские компании и правительственные делегации часто посещают Дворец фестивалей во время MIPIM. Кроме географической диверсификации случился и рост участников выставки: в этом году зарегистрировались более 26 тыс. человек. Это третье достижение, которого удалось добиться за все эти годы.

— За три десятилетия рынок недвижимости изменился кардинально. Насколько, на ваш взгляд, этому мог способствовать MIPIM?

— Я не считаю, что выставка сама по себе влияет на то, как мыслит рынок, как он трансформируется.

— Но MIPIM зачем-то собирает ключевых игроков рынка?

— Затем, чтобы обозначить ключевые тенденции, спрогнозировать будущее, предупредить рынок о новых веяниях. Я не могу сказать, что MIPIM меняет сознание профессионалов. Это классический форум, участники которого ищут точки соприкосновения по тем или иным актуальным вопросам. Но могут эти точки и не найти — это тоже результат. Девелоперы, архитекторы, консультанты рынка недвижимости приезжают раз в год в Канн не только для общения со своими коллегами из других стран, но и для общения, например, с регуляторами. По нашим наблюдениям, за последние годы на MIPIM увеличилось количество чиновников, принимающих участие в выставке.

— Это, кстати, было заметно и по павильону Москвы, где присутствовали чиновники строительного комплекса города…

— Московский павильон — яркий пример того, как бизнес зависит от регуляторов. Но это заметно не только на стенде российской столицы. Достаточно заглянуть в павильон Парижа: там примерно такая же ситуация. В этом году, как вы могли заметить, довольно большой павильон построил Лондон, и там почти ежедневно присутствовали британские чиновники (в этом павильоне проходили конференции и брифинги, где представители британских регуляторов рассказывали потенциальным инвесторам, желающим вкладывать средства в недвижимость, что рынок Великобритании существенно не пострадает от «Брексита».— “Ъ”). По сути, MIPIM стал площадкой для нетворкинга между бизнесом и властью. Это, кстати, еще одна трансформация, которую выставка проделала за последние годы.

— Мне всегда казалось, что MIPIM — это еще и площадка, где участники рынка недвижимости, включая регуляторов, обсуждают вызовы, которые стоят перед бизнесом…

— Безусловно, это одна из наших ключевых задач. Мы стараемся на эти вызовы отвечать. Например, в этом году мы собрали молодых участников MIPIM — это представители миллениалов, которые уже в ближайшем будущем станут создавать новые тренды на рынке. Они мыслят иначе, чем мы, это совершенно новое поколение с другими требованиями к ведению бизнеса и выбору той же недвижимости. Например, они охотно пользуются благами sharing economy (экономики совместного пользования.— “Ъ”). Нам было важно сделать так, чтобы они стали также частью нашей выставки, потому что мы должны меняться, представлять проекты, представлять для них информацию и получать обратную связь именно в соответствии с тем, как новое поколение мыслит. Очень важно не упустить это поколение.

— Вы упомянули sharing economy. Как в этой новой парадигме могут уживаться традиционные сегменты рынка недвижимости?

— Все сегменты рано или поздно будут меняться. Это вопрос времени. Офисный рынок уже начал адаптироваться под происходящие изменения: сейчас во всем мире стали активно развиваться коворкинги, которые особенно востребованы у миллениалов. Мы как раз эти вызовы и эти изменения обсуждали на разных сессиях, проходивших в рамках MIPIM. Кроме того, под особым ударом сейчас находится торговая недвижимость. Бурный рост электронной торговли привел к тому, что традиционный ритейл иногда не поспевает за этим, и в итоге это может привести к определенным проблемам. Не выдержав конкуренции с e-commerce, многие объекты торговой недвижимости, что называется, вынуждены будут покинуть игру. Поэтому девелоперам торгцентров придется эволюционировать, хотят они этого или нет. Кстати, в этом году это была одна из основных тем MIPIM.

— К каким именно выводам пришли участники этих обсуждений?

— Тезис первый: электронная торговля не будущее, а уже настоящее. Поэтому для девелоперов во многих странах это вопрос адаптации своих бизнес-моделей. В этом плане интересен опыт Бельгии. Там логистические парки получили новое развитие после того, как был подписан крупный контракт с китайским интернет-холдингом Alibaba. Электронная торговля не может обойтись без складов и логистики. Я думаю, что торгцентры, построенные в городах, будут подстраиваться под новые запросы горожан с учетом развития e-commerce. Еще один важный тренд, который мы сегодня наблюдаем,— трансформация торговых центров, которые находятся в пригороде. Конечно, это не новость, что сейчас объекты, построенные, скажем, в 10 км от города, не воспринимаются только как место для шопинга: теперь они становятся местом развлечений и сервисных услуг. Именно это в ближайшие годы и будет двигать рынок торговой недвижимости. Если через пару лет мы с вами встретимся, то обязательно обсудим первые результаты этого эксперимента.

Интервью взял Халиль Аминов

Вся лента