«Похоже, лавры Поклонской многим не дают покоя»
Дмитрий Дризе — о предложении запретить фильм «Братство»
Не этого мы ожидали. В Совете федерации требуют запретить «Братство» Павла Лунгина. По мнению сенаторов, картина, в частности, не способствует патриотическому воспитанию молодежи. Премьера фильма об афганской войне намечена на 9 мая. Валентина Матвиенко призвала коллег не горячиться и ограничиться лишь большой общественной дискуссией. Политический обозреватель «Ъ FM» Дмитрий Дризе считает, что в нынешних условиях выход картины в кинотеатрах страны вполне может не состояться.
Пока элиты в Москве прибывали в шоке после задержания Михаила Абызова, российские сенаторы решили ударить на культурном направлении. Запретить, на этот раз художественный фильм. Под ударом оказалось «Братство» Павла Лунгина — картина об афганской войне. Премьера намечена на 9 мая. Идейным вдохновителем похода против вредного искусства выступил сенатор Игорь Морозов. Он обвинил режиссера в том, что тот собрал всю грязь, самые негативные моменты армейской жизни: грабежи караванов, мародерство, драки военных между собой на глазах у афганцев — да такое было невозможно. Фильм позорит советские вооруженные силы. На этом нельзя воспитывать молодежь, прививать ей патриотические чувства. Вывод: историческим реалиям не соответствует, к показу запретить.
Морозова поддержали и многие общественники, бывшие афганцы, правда, не все. В свою очередь, спикер Совета федерации Валентина Матвиенко все-таки решила несколько умерить очередной запретительный порыв. Валентина Ивановна назвала искусство тонкой материей и высказалась за широкую дискуссию, чтобы подключились ветеранские организации, наладили бы диалог с создателем художественного произведения. Но чтобы давать поручение профильному комитету, то есть наложить на картину вето, это преждевременно.
Павел Лунгин назвал происходящее очередным проявлением «мракобесия». Он посетовал, что Морозов по-дружески попросил организовать закрытый просмотр. Режиссер пошел на встречу — выпросил у Минкульта зал в кинотеатре «Иллюзион». В итоге пришли люди, изначально негативно настроенные. И вот теперь требуют запретить. То, что случилось, не удивляет. Тоже мне, новость. Но как ни странно, и здесь появилась некая новизна. На запретах можно сделать политическую карьеру, прославиться. Смотрите, это я первым выявил неблагонадежный фильм или выставку, или другое культурное мероприятие, неважно. Я — героический сенатор — предотвратил кощунство, схватил за руку пасквилянта. Герой, не иначе. Настоящий патриот.
Похоже, лавры Поклонской многим не дают покоя. Ведь именно бывший крымский прокурор снискала себе славу борьбой с картиной под названием «Матильда». Сейчас об этом стали забывать. Но потом со скандалом сняли с проката «Смерть Сталина». Хотя изначально никаких проблем с разрешительными документами не возникало. Обструкции подвергся фильм «Праздник», о том, как во время блокады справляет Новый год профессорская семья. Общественность разгневалась. Хотя картина больше напоминала дипломную работу.
Желающих запретить с каждым днем все больше, а умеренных — меньше. Дело идет к тому, что наша культурная интеллигенция будет работать в стол, как в советские времена, кто-то покинет страну, уедет поднимать западную культуру. Останутся лишь те, кто грязь не показывает. Они и получат залы, льготные кредиты, и иные привилегии. А грязь останется в реальной жизни.