Прозрачность по-крупному
ФНС рассказала о будущем налогового мониторинга
Российская Федеральная налоговая служба (ФНС) в рамках Форума по налоговому администрированию ОЭСР (FTA) в Сантьяго демонстрирует, как технологии позволяют фискальным властям диверсифицировать подходы к разным типам компаний. На «технологической» сессии FTA о реализации ФНС налогового мониторинга крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают восьмую часть всех доходов бюджета, рассказал заместитель главы службы Даниил Егоров. Подход, при котором крупный бизнес открывает перед налоговиками свои учетные системы, превращает налоговых инспекторов в риск-менеджеров, помогающих ликвидировать угрозы налоговых нарушений «в точке их возникновения».
Глава ФНС Михаил Мишустин выступил модератором сессии Форума по налоговому администрированию ОЭСР в Сантьяго, посвященной опыту стран в освоении новых технологических инструментов и использовании данных. Он отметил, что современные технологии предоставляют налоговым администрациям безграничное число возможностей для совершенствования. Напомним, в частности, ФНС продемонстрировала на FTA данные о том, что сборы НДС в розничном секторе РФ выросли на 38% за первый год работы системы онлайн-касс.
Для крупного бизнеса ФНС предлагает другую систему автоматизации его отношений с фискальными органами — налоговый мониторинг. Российские налоговики используют ее в работе с крупнейшими налогоплательщиками с 2016 года, рассказал на сессии заместитель главы ФНС Даниил Егоров. Он отметил, что в феврале премьер-министр Дмитрий Медведев положительно оценил результаты работы системы, которой уже пользуются 44 крупнейших налогоплательщика — на них приходится восьмая часть всех налоговых поступлений в бюджет.
Чтобы присоединиться к налоговому мониторингу, компания должна иметь оборот в 3 млрд руб., активы на 3 млрд руб., а также уплатить 300 млн руб. налогов за предыдущий год. Сегодня этим критериям соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. Напомним, в частности, власти рассчитывают на вовлечение в систему налогового мониторинга крупнейших госкомпаний.
По словам господина Егорова, объемы бизнеса и скорость совершения операций требуют введения новых инструментов налогового администрирования.
Чтобы повысить эффективность и снизить расходы на обработку данных, нужно централизовать на уровне налоговой администрации инфопотоки, которые влияют на полноту и достоверность их отражения.
Дальнейшая же работа с информацией может происходить децентрализованно — в системах самих налогоплательщиков, онлайн-доступ к которым открыт Налоговой службе.
При таком уровне прозрачности основной задачей инспекторов ФНС становится совместная с налогоплательщиком оценка рисков и их ликвидация в точке возникновения.
- ФНС создает реестр рисков, в рамках которого уже разработана стандартная структура их описания — на ее базе служба составляет профили и модели рисков, а также их карты по типам потенциальных нарушений и отраслевым особенностям.
- В дальнейшем информация о выявленных рисках, об их уровне и о мерах ответственности будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, как и уровень их налоговой дисциплины за три последних налоговых периода.
По словам господина Егорова, сейчас служба тестирует новый интерфейс, первыми будут опубликованы данные о риске непредставления декларации и риске блокировки счета.
Почему предприниматели не хотят кодификации неналоговых платежей
Как стало известно “Ъ”, четверка бизнес-объединений — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), «Деловая Россия» и «Опора России» отправили 18 марта Владимиру Путину письмо с заявлением о своем несогласии с предложением Минфина ввести шесть основных неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Предприниматели, опасающиеся роста фискальной и административной нагрузки, настаивают на отдельном рамочном законе о таких платежах. В Минфине “Ъ” сообщили, что в ведомстве готовы продолжить обсуждать с бизнесом перечень предложенных к включению в НК платежей, однако не планируют возвращаться к идее рамочного законопроекта.